Россияне учатся нести бремя белого человека

Зимние туры начали активно расходиться еще в августе-сентябре, и любители покупать путевки в последний момент в этом году могут просчитаться, оставшись торчать на Новый год в опостылевшем родном городе




Октябрь – пограничный туристический рубеж. Высокий отпускной сезон (включая бархатный сентябрь) уже позади, впереди – новогодние праздники и каникулы. Самое время подводить итоги и строить новые прогнозы.

"Пламенный" сезон, или Горящее лето

Нынешнее лето для российского туристического бизнеса выдалось таким же, как и погода: не то чтобы холодно, но как-то и не слишком жарко. По итогам летнего сезона рынок все-таки подрос, хотя и не так сильно, как рассчитывали его участники. Впрочем, начиналось все довольно хорошо. Как отмечает Софья Соболева, руководитель PR-отдела компании "Тез Тур", во второй половине мая несвойственный для этого времени поток россиян устремился в Турцию. Туристические компании радостно потирали руки в предвкушении успешного сезона, однако последующие месяцы принесли сплошное разочарование. Уже в середине июня стало понятно, что ожидаемого взлета не произошло. Операторы, как всегда, не смогли обуздать собственные амбиции и договориться о приемлемом количестве чартеров на самых массовых направлениях. В результате, несмотря на рост популярности страны, начали появляться многочисленные "горящие" путевки в Тунис, причиной чему послужил переизбыток перевозки. Не менее ярко "горела" Хорватия, мода на которую уже прошла (пик спроса на эту страну пришелся на 2002-2003 гг.). Хорваты так и не смогли улучшить отельную базу, притом что стоимость путевок заметно возросла. Не оправдала надежд и олимпийская Греция, хотя некоторым операторам и удалось избежать общих проблем. По словам Ольги Онучиной, заместителя начальника департамента маркетинга компании "Инна Тур", Тунис и Греция (ведущие направления для компании) продавались достаточно хорошо, и такого количества "горящих путевок", как в прошедшие годы, этим летом не было.

Существенное падение пережил Кипр, пострадавший из-за введения виз и слишком высоких внутренних цен. "Тлели" периодически и такие излюбленные соотечественниками направления, как Турция и Египет. Правда, что касается страны пирамид, то опрошенные "Yтром" операторы дружно отмечают, что, несмотря на появлявшиеся в течение лета "горящие туры", минувший сезон для Египта следует признать весьма успешным, поскольку он окончательно стал всесезонным направлением и пользовался практически таким же спросом, как и в осенне-зимнее время. Помимо локальных причин, на туристический рынок отрицательно повлияли проблемы, вызванные реорганизацией ОВИРов и передачей функции оформления загранпаспортов в районные паспортные столы, пресловутый банковский кризис и возрастающая по всему миру угроза терроризма.

Островок стабильности – Западная Европа

На фоне своих пляжных коллег неплохо смотрелась Испания, спрос на которую вырос – впервые за последние 3 года. Вместе с тем, многие россияне предпочли материку Канарские острова, традиционно числящиеся среди дорогих направлений. Другие западноевропейские страны особых сюрпризов не преподнесли.

Растет интерес к Франции, наиболее посещаемой туристами всего мира. По словам Марии Малышевой, PR-директора компании PAC Group, в начале июня по причине все того же излишка чартеров, количество которых в 2 раза превышало потребности рынка, от демпинга слегка пострадала Италия. Впоследствии ситуация на итальянском направлении все-таки стабилизировалась, и в целом по итогам сезона Апеннины выглядели достаточно хорошо.

Пресытившись бесцельным лежанием на пляжах, поездив по загранице и обретя некоторую уверенность в себе, отечественный турист все чаще предпочитает более комфортные и насыщенные событиями, пусть и более дорогие туры, а также индивидуальные программы. Особенно это заметно как раз на европейских направлениях. Правда, развитию индивидуального туризма, отмечает Софья Соболева, очень сильно препятствует визовый режим. Поскольку не каждый обеспеченный человек может позволить себе длительный отдых, растет популярность туров выходного дня в фешенебельные отели различных городов Европы. Примечательно, что все большее число россиян обращают внимание даже на марку самолета, которым предстоит добираться до места назначения. Здесь пальму первенства уверенно держат "Боинги". Другой особо заметной тенденцией прошедшего лета можно назвать возвращение интереса к морским круизам. "В одном только июле 2004 г. мы выполнили план круизных продаж за весь 2002 год", - говорит Оксана Локтева, директор по маркетингу компании "Ланта-тур вояж".

Россия растет в цене

Что касается России, то в течение предыдущих нескольких лет внутренний туризм в нашей стране развивался весьма активно. Параллельно с этим росли и цены. Головокружительными темпами дорожают транспорт, гостиницы; стоимость билетов в музеи каждый год увеличивается примерно на 30%. Последние 3 года цена туров по России ежегодно росла на 20-30%, в то время как на зарубежные поездки лишь – на 8-9%. Турция в 2003 г. в среднем даже снизилась на 5%, говорит пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. Зато развитие отечественной туристической инфраструктуры и качество услуг в этой гонке остались далеко позади. Соответственно, конкурентоспособность России начала снижаться. Ведь с учетом наших огромных расстояний зачастую съездить за границу теперь дешевле и комфортнее, чем путешествовать по собственной стране. Печальный итог: в этом году спрос на родные просторы слегка затормозился. В то же время, справедливости ради надо сказать, что в этом году на отечественном рынке закрепилась тенденция организовывать блокчартерные перевозки на юг России. На регулярных авиарейсах заранее выкупаются жесткие блоки мест по оптовым ценам, что позволяет удешевлять перевозку и создавать полноценные туристические пакеты аналогичные "выездным" – с перелетом, трансфером и размещением. Раньше продавались только места в приморских санаториях и гостиницах, а добирался до места отдыха турист самостоятельно.

Снежки, экзотика и распродажи

Представители туристической индустрии надеются, что отложенный спрос, образовавшийся благодаря экономическим и прочим катаклизмам не слишком удачного лета, реализуется в предстоящем осенне-зимнем сезоне. Подобный сценарий был довольно четко отыгран в предыдущие годы, и пока нет никаких предпосылок к тому, что в нынешнем году что-то изменится. В отличие от высокого сезона, подверженного неожиданностям переменчивого массового спроса на относительно дешевые страны, зимние направления традиционно более дорогие. Поэтому даже неизбежное подорожание турпакетов, в первую очередь, из-за постоянного роста цен на топливо, не заставит обеспеченных клиентов отказаться от поездки в осенне-зимние месяцы.

А цены на некоторые направления выросли довольно заметно. Так, поездка в Таиланд стоит сейчас в среднем на $100 больше, чем в прошлом году. Однако несмотря на это, по словам Ирины Тюриной, путевки туда на ноябрь все равно уже полностью распроданы. И это, между прочим, тоже свидетельствует об изменениях, происходящих в сознании российских туристов. Наши соотечественники привыкают планировать отпуск заранее. Зимние туры начали активно расходиться еще в августе-сентябре, и любители покупать путевки в последний момент в этом году могут просчитаться. Кстати, рассчитывать на снижение цен в Египте после синайских терактов тоже не стоит – владельцы египетских отелей уже объявили о том, что не намерены этого делать. И, по мнению российских туроператоров, следует им поверить. Даже если более пугливые жители ЕС откажутся от поездки, в России найдется достаточно желающих занять их места по тем же ценам.

Из зимы в Зиму

Любителей шагнуть из зимы в лето и погреться на жарком солнышке, пусть даже без купания в море, в нашей стране всегда много. Поэтому традиционно повышенным спросом пользуются Египет, Тунис, Таиланд, Малайзия. Однако в последнее время возникла тенденция ездить из зимы в Зиму (с большой буквы). И не на горнолыжные курорты, а просто в снежные страны: покататься на санках, поиграть в снежки. В Финляндии, например, растет число гостей, предпочитающих не совершать традиционные визиты к Санта Клаусу, а снимать небольшие коттеджи на 3 недели, говорит Мария Малышева. Хотя в целом эта страна постепенно теряет былую популярность среди россиян, поскольку является одной из самых дорогих в Европе. Зато российские туристы охотно ездят на рождественские европейские распродажи, добавляет Ольга Онучина.

Экзотика – это всегда модно

Практически все операторы отмечают повышенный интерес к экзотическим странам – от Бали и Сингапура до стран Африки Латинской Америки. Другая заметная тенденция – увеличение спроса на островной отдых (Малайские, Тайские острова, Доминикана, Шри-Ланка, Мальдивы, Канары), это становится модно. В текущем году активно начали продвигаться на российском рынке арабские страны. Наибольший спрос предрекают уже знакомым россиянам ОАЭ. Как ни странно, неплохо продаются туры в Оман и Ливан. Этой осенью впервые появились путевки в Ливию, страну, до недавнего времени закрытую для иностранцев. Открылось в Москве и представительство Иордании, претендующей на альтернативу тревожному Израилю – та же библейская история, то же Мертвое море. Уже упомянутый интерес к круизам не утихнет и зимой, только поменяется район плавания. На Новый год довольно большая группа российских туристов отправятся в путешествие по Карибскому бассейну, говорит Оксана Локтева.

Но самым востребованным на данный момент зимним продуктом остаются все же горные лыжи, и с каждым годом увеличивается выбор курортов. Активно отдохнуть на склонах гор сегодня можно не только в России и Европе, но и в США. Даже Дубай намерен построить у себя зимний комплекс с искусственным снегом.

"Две предыдущие зимы были очень хорошими с точки зрения спроса, мы надеемся, что и в этом году зима окажется удачной", – подытоживает Ирина Тюрина.

Выбор читателей