Саддам заработал на контрабанде нефти $21 миллиард

На махинациях, которые творились в рамках программы ООН "Нефть в обмен на продовольствие", наживались иракские чиновники, зарубежные политики и террористы. Простым иракцам не досталось ничего




Объем средств, присвоенных правительством Саддама Хусейна в рамках программы "Нефть в обмен на продовольствие", составляет не $11 млрд, а почти вдвое больше - $21,3 миллиарда. Об этом заявил председатель Комитета Сената США по государственным делам и постоянно действующего подкомитета по расследованиям Норм Коулман.

Напомним, гуманитарная программа ООН была запущена в 1991 г. после вторжения иракских войск в Кувейт. Объединенные Нации установили режим торгово-экономической блокады Ирака: туда разрешалось поставлять ограниченный список товаров в обмен на нефть. Причем все сделки должны были происходить с ведома Комитета по санкциям, а вырученные деньги - идти исключительно на развитие инфраструктуры в стране.

Однако на деле все вышло не так гладко, как на бумаге. Спрос на горючее ничуть не уменьшился от того, что Саддама признали агрессором, поэтому нашлось много желающих купить черное золото контрабандой. По оценкам экспертов, каждый день из страны тайком вывозилось в среднем до 2 млн баррелей в день - почти столько же, сколько и официально. А чиновники ООН "не замечали" происходящего благодаря крупным взяткам. Факт мошенничества обнаружили международные аудиторы, которые вели проверку уже после свержения диктатора, но первоначально была названа сумма в $11 миллиардов. Вопрос, до какого уровня дошла коррупция в структурах Объединенных Наций, пока тоже не ясен.

В разгоревшемся скандале замешаны и российские политические деятели. По данным, которые опубликовал в октябре Управляющий совет Ирака, дешевое топливо у Хусейна через подставные компании покупали такие известные лица и организации, как Владимир Жириновский, Александр Волошин, РПЦ, КПРФ и партия "Единство" - предшественница "ЕдРо".

Другой участник расследования, консультант Сената Марк Гринблатт, свидетельствует, что на нефтяных сделках зарабатывали террористы. По его словам, среди перепродавцов были Народный фронт освобождения Палестины и иранское марксистское движение "Моджахеддин Халк".

Доходы, помимо взяток ООН, шли в карманы зарубежных политиков, бизнесменов и журналистов, которым правительство Саддама платило за публичную поддержку своей деятельности. Кроме того, на эти деньги Багдад пополнял свой арсенал, нелегально закупая "ракеты, товары двойного назначения и боеприпасы", по словам Коулмана.

При этом простые иракцы не получили ничего от продажи богатств своей страны. Даже продовольствие, которое закупалось согласно плану ООН, зачастую было некачественным. Иракские чиновники платили полную цену за испорченные продукты, тайно договаривались с поставщиками, и те отдавали им обратно часть вырученных денег. А та часть доходов, которая оставалась в руках правительства, шла исключительно на укрепление его власти. "Люди страдали, мир становился опаснее, а Саддам смеялся над мнением мирового сообщества и санкциями ООН", - сказал сенатор Коулман.

Выбор читателей