Россия живет по кривым законам

У законодателей сложился оригинальный стиль работы: даже явная несуразица, обнаружившаяся в законопроекте, – еще не повод откладывать принятие нужного закона. А нам потом по этим законам жить




Вчера на расширенном заседании комитета по Конституционному законодательству Совета Федерации представители трех ветвей судебной власти – Конституционного, Высшего и Высшего арбитражного судов – получили возможность высказать представителям верхней палаты парламента все, что они думают про качество работы законодателей. Претензий много: по мнению судей, российские законы противоречивы, обременены отсылочными нормами и, главное, постоянно меняются. Оно и понятно: править их приходится чуть ли не сразу после того, как приняли – потому что изначально принимали абы что и лишь бы как. Секретарь пленума Верховного суда Владимир Демидов не поленился посчитать, сколько доводили до ума российские кодексы. Так вот: УПК, принятый 3 года назад, пришлось поправлять 12-ю законами. УК – 35-ю. Во вторую часть Налогового Кодекса (2000 года рождения) внесли уже 44 поправки. Бюджетный кодекс улучшили 21 законом.

И ладно бы, если б ошибки допускали по незнанию, но ведь законопроекты обязательно отсылаются на рецензию в заинтересованные ведомства. А там обычно не упускают случая указать на возможные последствия. Как отмечает судья Высшего Арбитражного суда Татьяна Адреева, управление законодательства ВАС в течение двух лет вело активную переписку с парламентом по вопросам, связанным с тем же НК, и весь этот труд фактически отправился в корзину. Зато теперь в НК появились нормы, ставящие под сомнение четкое разделение предметов ведения арбитражных и судов общей юрисдикции. (А это очень больная тема, потому что потребовалась масса сил и значительное количество взысканий для того, чтобы отучить судей общей юрисдикции браться за решение чисто хозяйственных споров).

Глава Комитета по конституционному законодательству Совета Федерации Юрий Шарандин объяснил судьям, что из-за одной несуразицы в законе политический процесс тормозить нельзя. Объяснил на примере многострадального закона, вводящего запрет на публичное распитие пива. Который, кстати, Совфед со большим боем, но все-таки завернул на согласительную комиссию. "Пиво пить нельзя, а что за это будет – никто не знает", – пояснил он суть очередной несуразицы.

Действительно, введя запрет на распитие пива (даже безалкогольного) в общественных местах, депутаты Госдумы забыли предусмотреть карательные санкции за нарушение запрета. И к тому же совсем упустили из виду тот простой факт, что помимо пива рынок изобилует и другими слабоалкогольными напитками – "отвертками", "джин-тониками" и так далее. Одним словом, просто классический пример качества работы законодателя.

Кстати, по данным соцопроса, проводившегося ВЦИОМом в этом месяце, почти треть (28%) россиян считают, что эффективной работе судов мешает несовершенство законодательства. Однако самой популярной (этот пункт отметили 35% опрошенных) остается та точка зрения, которая списывает проблемы правосудия на недобросовестную работу самих судей. Более половины опрошенных (около 60%) считают, что причина в давлении, которое оказывается на суды. Более 23% россиян убеждены, что это давление прежде всего со стороны криминала, еще 16% – что со стороны властей, на третьем месте – правоохранительные органы, и замыкает этот список крупный капитал.

Выбор читателей