За российское образование возьмутся всерьез

Завтрашний день обещает стать более важным для российского образования, чем 1 сентября. В правительстве и в Думе будут обсуждаться приоритетные направления развития образовательной системы




Завтрашний день, 9 декабря, обещает стать более важным для российского образования, чем 1 сентября. Весь день будут обсуждаться приоритетные направления развития образовательной системы РФ: сначала в правительстве, а после обеда - в Думе. Эксперты сходятся во мнении, что новая концепция, скорее всего, будет принята обеими ветвями власти.

Это и понятно: реформа образования назрела давно, а идет до сих пор ни шатко ни валко. Тем временем ситуация, вызвавшая к жизни саму эту идею, все настойчивее требует перемен. "Сегодня в России появились деньги, развивается производство, растет потребность в квалифицированных кадрах. А их нет! И чем дальше, тем болезненней становится эта проблема, развиваясь и вширь, и вглубь", - отмечает первый заместитель генерального директора ОАО "Корпорация "Монтажспецстрой" Борис Коваленко. "Какое у нас образование, такая и будет экономика через 20 лет. А образование, в свой черед, зависит от экономики. Низкий экономический уровень приводит к скудному финансированию образования, его уровень падает, а значит, снижается и экономика. Надо разрывать этот замкнутый порочный круг. Образование должно стать более современным, и прежде всего ориентированным на потребности реальных предприятий. Замечательно, что министерство собрало рабочую группу для обсуждения этих проблем", - комментирует президент группы компаний IBS Анатолий Карачинский.

Действительно, Министерство образования и науки, стремясь уйти от узковедомственного взгляда на проблему, вынесло концепцию реформ на широкое публичное обсуждение. Сам глава Минобрнауки Андрей Фурсенко назвал этот шаг "попыткой взглянуть на образование не глазами производящей структуры, а с учетом мнений потребителей (учеников, родителей, студентов, представителей работодателей)".

С самого начала в новой концепции были заложены две основные цели: обеспечить развитие человеческого капитала; способствовать приросту новых знаний и технологий.

В ходе активного диалога ведомства и гражданского общества стратегия реформы стала еще точнее соответствовать вызовам времени, четче реагирует на запросы рынка и социума.

Впервые акцентированы приоритеты отрасли: высшее профессиональное образование, современное непрерывное образование, общее образование и новые финансовые инструменты и механизмы. "Это осязаемо, измеряемо и управляемо", - подчеркивает проректор Академии народного хозяйства при правительстве РФ Андрей Волков.

Что же до финансирования образования, то это действительно проблема проблем. "Реформаторская сущность всех предшествующих документов была ослаблена, так как нерешенными оставались главные проблемы: ресурсное обеспечение отрасли и кадровая политика", - убежден секретарь ЦК профсоюза работников образования и науки Владимир Лифшиц.

Никто и не думает, что завтра бюджетное финансирование образования в России вдруг подскочит вдвое. Главное - предлагаются меры по выводу системы образования на уровень реальных экономических отношений, как внутри, так и вовне: жить по средствам, тратить результативно, планировать реалистично, заявляет Александр Адамский, ректор Института образовательной политики "Эврика". Так, концепция предусматривает целый спектр мер по привлечению дополнительных средств. Впрочем, это возможно только при условии, что российское образование будет давать качественный продукт, который найдет спрос и на внутреннем, и на международном рынке.

Резервы для этого есть. Теперь дело за тем, чтобы реальные шаги по обеспечению реформы были бы адекватны ожиданиям профессионального сообщества, потребностям человека и возможностям государства.

Выбор читателей