Высшее образование поделят на два уровня

Министерство образования планирует изменить существующую систему высшего образования на двухступенчатую. С 2008 г. студенты будут учиться по западному образцу: "бакалавриат плюс магистратура"




В последнее время власти России постоянно разрабатывают проекты по реформированию государственного образования. Сначала вся страна бурно обсуждала (и продолжает обсуждать) единый государственный экзамен (ЕГЭ). Сегодня на заседании правительства РФ министр образования и науки Андрей Фурсенко предложил сформировать к 2008 г. двухступенчатую систему высшего образования в нашей стране. По словам чиновника, сейчас готовится законопроект о введении данной системы в российских вузах. Фурсенко также выразил надежду на то, что этот документ будет внесен в Госдуму и принят ею в период весенней сессии 2005 года.

Высшее образование сегодня - пять лет обучения, после чего студент может либо идти работать, либо повышать уровень своих знаний, поступив в аспирантуру. На заседании было предложено перейти к сочетанию "бакалавриат плюс магистратура". На первом уровне будут готовить специалистов общих направлений, а на втором - ориентировать на решение более сложных задач. По заявлению Фурсенко, "для воспитания элитных кадров необходима магистратура". Кроме того, на базе университетов планируется создать научные образовательные комплексы, которые, кроме подготовки выпускников, будут также осуществлять научные исследования.

Министерство планирует разработать и внедрить особые механизмы финансирования отрасли. Новый принцип заключается в том, что "деньги следуют за учащимся", то есть студент берет кредит, чтобы оплатить свое обучение. Денежный заем он сможет взять как в банке, так и в фирме, куда он пойдет работать после окончания вуза. Сумму он будет обязан выплатить в течение последующих трех-пяти лет. Это, по мнению Фурсенко, будет стимулировать развитие конкуренции на рынке образовательных услуг. Министр сообщил, что уже начаты первые эксперименты по предоставлению образовательных займов.

Кроме того, чиновник заявил, что необходимо создать независимую систему оценки качества образования в России. "Тот, кто учит, не должен себя оценивать сам" — сказал Фурсенко. Он добавил, что примером стал эксперимент по единому госэкзамену. Хотя ЕГЭ и дает позитивные результаты, однако не должен быть единственным критерием оценки знаний.

Говоря об уровне квалификации выпускников учебных заведений, министр сказал, что в настоящее время Министерство образования и науки разрабатывает механизм общественной организации, которая будет выдавать аккредитацию и признавать выпускников полноправными членами своего профессионального сообщества.

Однако Сергей Колесников, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке, считает, что абсолютно неизвестно, во что выльется переход к двухступенчатому высшему образованию. Чиновник подчеркнул, что нельзя бездумно перенимать западную систему, не подготовив для нее, в первую очередь, экономическую основу. Министр достаточно критически оценивает данную реформу, так как считает, что нельзя разрушать существующее, не создав предварительно ему альтернативу.

Против введения данной системы также выступает ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий. Он объяснил, что если сейчас выпускник вуза является научным специалистом, порой высоко котирующимся за пределами России, то бакалавр - это лишь "лаборант в зарубежной аудитории". Кроме того, жесткая двухуровневая система вообще не предполагает степени доктора наук, а это - "трагедия для российской образовательной системы". Именно поэтому, считает Садовничий, "необходимо говорить о многоуровневой системе образования, учитывающей и магистратуру, и аспирантуру, и докторантуру".

Выбор читателей