Россияне свое уже отвыбирали

Главный электоральный итог уходящего в том, что мы выбрали президента, и теперь он будет выбирать за нас – сначала губернаторов, а потом и мэров. Зато следующий год пройдет под знаком референдумов




В следующем году мы будем выбирать намного меньше, по другим правилам и всего раз в год. Отмена губернаторских выборов и скорое исчезновение с политического горизонта для депутатов-одномандатников - далеко не единственная примета нового времени. Следующим этапом станет отмена выборов мэров областных центров. Это – та "компенсация", которую теперь уже назначаемым губернаторам твердо пообещали в Кремле.

Задержка вышла из-за юридических проблем, возникающих в связи с заложенным в Конституции принципом независимости местного самоуправления от государственной власти. О том, что механизм решения этих проблем найден, на днях объявил сам президент. В ходе пресс-конференции он объяснил, что по Конституции вводить назначение мэров сверху нельзя. А если народ сам попросит, то можно. Нетрудно догадаться, что следующий год пройдет под знаком референдумов, в ходе которых население областных и республиканских центров будет дружно голосовать за назначаемую муниципальную власть в расчете на дополнительные блага. Кстати, в Конгрессе муниципальных образований уже сейчас отмечают двойственную позицию самих мэров: многие готовы перейти под крышу госвласти, если это будет означать дополнительную финансовую помощь.

Таким образом, "исполнительная вертикаль" будет полностью выведена из зоны прямых выборов, главы сельсоветов и прочая "мелочь" не в счет: стоит только взглянуть на список доставшихся им "полномочий", чтобы в этом убедиться.. С другой стороны полномочия, которые сохраняются за губернаторами, тоже не сулят им особой популярности у населения в ближайшем обозримом будущем. Потому что на их плечи ляжет, в основном, "социалка". С учетом грядущей монетизации льгот, всю прелесть которой граждане смогут прочувствовать только в следующем году, у губернаторов еще будет возможность благословить отмену прямых выборов, и не одна. Граждане получат шанс высказаться по этому поводу нескоро.

"Сильно жалеть об отмене выборов большинство граждан не будет, - прогнозирует руководитель департамента региональных исследований Центра политических технологий Ростислав Туровский. - Конечно, для населения это большая неприятность. Никому не нравится, когда тебе дают право выбирать начальника, а потом это право отнимают. Но будем учитывать заметное снижение интереса населения к губернаторским выборам. В России сложилась ситуация, когда более половины избирателей на губернаторские выборы не ходит. Таким образом, пассивное большинство сформировано. Борьба за губернаторские выборы станет теперь программным пунктом оппозиционных партий и демократической интеллигенции, но во всенародное движение не превратится - для этого нет пока оснований." Обратная реакция региональных сообществ на президентские инициативы пока слабая, отмечает политолог: регионы слишком задавлены и пассивны, а негативные последствия реформы не проявились. Но на следующем этапе политика централизации может войти в резонанс с другими неприятностями. Такими, например, как ухудшение социально-экономической ситуации, рост социальной напряженности.

По идее, выборы всегда служили естественным "клапаном" для сброса социальной напряженности. Стоит вспомнить, например, "красный пояс", выросший вокруг ельцинской Москвы как раз на базе масштабного социального протеста, в наименее благополучных экономически регионах. С этой точки зрения наметившийся в последнее время успех как правых, так и левых партий на выборах региональных законодательных собраний последнего созыва весьма символичен: в Архангельской области, например, объединившимся "Яблоку" и СПС удалось преодолеть 7-процентный барьер. Ну, а "Единой России" мало где удалось повторить результат, полученный на федеральных выборах прошлой зимой. Однако и здесь выставлен ограничитель: закон о выборах в Госдуму по пропорциональной системе уже принят в первом чтении, а в начале следующего года в нижнюю палату поступит пакет поправок в прочие избирательные законы, которые будут подгонять под тот же стандарт. Стандарт этот означает отмену избирательных блоков, семипроцентный барьер и серьезное ужесточение предвыборной процедуры. Последнее чревато тем, что представленным в Думе партиям будет гораздо легче двигать своих представителей как по спискам, так и по одномандатным округам, которые на выборах регионального масштаба пока вроде бы сохраняются. Вроде бы, потому что закон сегодня в принципе не возбраняет регионам вводить полностью пропорциональную систему формирования местных представительных собраний. Кстати, до сих пор самыми ярыми противниками "пропорционалки" в регионах были губернаторы.

Пропорциональная система формирования законодательного органа власти означает, по большому счету, только одно: политическая партия становится "фильтром", стоящим на пути любых электоральных течений. Причем "фильтровать" будут не только следующую Госдуму - система преференций, предусмотренных для партий, такова, что не прошедшие в парламент фактически обречены на медленное умирание, не только в центре, но и в регионах. По оценкам Александра Вешнякова, за присутствие в следующей Госдуме будут бороться 10-15 политических партий, а пройдут (по крайней мере, если исходить из сегодняшней ситуации) около четырех.

Это означает, что интересы населения будет выражать очень ограниченное количество партий. И скорее всего, вполне контролируемых - напомним, что даже в нынешней Думе по наиболее принципиальным вопросам три из четырех фракций голосуют практически единогласно. Таким образом, любой электоральный протест будет блокироваться не только на уровне выборов исполнительной власти (по причине их отсутствия), но и на уровне выборов власти законодательной. Это, возможно, и гарантирует стабилизацию политической ситуации на ближайшие годы, однако в перспективе может сработать как мина замедленного действия.

Выбор читателей