Тяжела и неказиста жизнь российского туризма

После трагедии в Юго-Восточной Азии страсти немного поулеглись, однако многие вопросы остались: как будут обстоять дела с возвратом денег, где все-таки возможны эпидемии и что вообще происходит с российским турбизнесом?




Землетрясение и разрушительное цунами в Юго-Восточной Азии самым непосредственным образом сказались на российской туриндустрии и туристах. По свидетельствам работников фирм, торгующих отдыхом в пострадавших странах, под Новый год у них творился настоящий кошмар. Сейчас страсти немного поулеглись, однако многие вопросы остались: как будут обстоять дела с пресловутым возвратом денег туристам, где все-таки возможны эпидемии и что происходит с российским турбизнесом в связи с трагедией? Информацией с нами поделились несколько ведущих менеджеров отечественных компаний, работающих на туристическом рынке.

Неразвитый бизнес на недоверии

Ах, как приятно переместиться из российской зимы сразу в жаркое лето! Правда, в Таиланд, Шри-Ланку или на Мальдивы вы могли попасть при условии нахождения у вас как минимум $600-700 на человека за тур. Бывает, конечно, и меньше, но это уже со скидками. Новогодние туры на Гоа (Индия) обходились россиянину в среднем от $800, Египет и ОАЭ стоили гораздо меньше. Это обусловило сравнительно небольшое число туристов из России в пострадавших странах.

Для Таиланда, Шри-Ланки и Мальдив наша зима – летний сезон, когда зарабатываются основные деньги на туристах, ведь во время нашего лета у них сезон дождей. Особенно актуален такой расклад для Шри-Ланки, экономика которой держится на въездном туризме. Из-за этого принимающая сторона фактически требует, чтобы туристы продолжали приезжать в те отели, которые не подверглись разрушениям. Происходит классическое столкновение интересов: отелей, авиакомпаний и туроператоров.

На примере ситуации с природным бедствием в Юго-Восточной Азии стали хорошо видны системные проблемы отечественного турбизнеса. Даже несмотря на раздающиеся время от времени оптимистичные высказывания о туристическом буме, туризм на самом деле не развит. Во всем мире туристическая сфера строится по следующей формуле: туроператор (формирует тур и цены) предлагает туры турагентству, а турагенты продают их непосредственно туристу. Есть, конечно, туроператоры, которые работают с физическими лицами напрямую, но основной объем продаж все равно приходится на турагентства. Подобная ситуация наблюдается в России, но в развитых странах уже давно возникли полноценные туристические холдинги, которые объединяют в себе транспортные компании, отели, оператора. В России у турфирм или транспортников пока нет возможностей приобрести всю цепочку предприятий для создания холдинга. В цивилизованных странах сращивание разнородных компаний в турхолдинги, между прочим, начиналось с авиапредприятий, которые были более других заинтересованы в стабильности бизнеса.

Ну и что, спросите вы? А то, что деньги туристам после цунами полностью возвращают те фирмы, которые владеют всей цепочкой. Их отель не может взбунтоваться против своего же оператора и вместо денег показать ему – а в конечном итоге, туристу – известную комбинацию из трех пальцев, а с нашими такое происходит сплошь и рядом. Поэтому даже небогатая, разоренная бедствием Шри-Ланка продолжает диктовать свои условия российским туроператорам, а страдаем мы, не получая тех денег, которые отдали за несостоявшийся отдых.

Как только начали поступать первые известия о масштабах катастрофы, российские страховые компании быстренько перестали выдавать страховки от невыезда туриста. Такая страховка у нас в стране не обязательна, но даже сами туроператоры признают, что хорошо бы сделать ее обязательной. Вот только реально ли это? Вспомним, как автомобилисты России дружно почувствовали на своей шкуре, что значит "страховое лобби", с введением автогражданки в том ее виде, в котором мы расхлебываем ее до сих пор.

Как правило, штрафы за отказ на поездку в новогодний тур составляют 100% от стоимости тура. Связано это с тем, что, в случае отказа за неделю-полторы до поездки турфирме трудно найти покупателя на данный тур. Это тоже следствие неразвитости нашего туристического рынка. На Западе турагенты давно превратились в своеобразные семейные турфирмы – работают с каждым человеком (семьей) постоянно и прекрасно представляют, какой отдых ему подойдет. Российская же психология туриста, по общему мнению турфирм, заключается в изначальном недоверии. Наш человек не верит ни турагентам, ни туроператорам, да вообще никому не верит. Он уверен – все турфирмы для того только и существуют, чтобы наживаться на нем и обманывать.

Почему мы не получим наших денег назад

Не видать российским туристам денег как своих ушей, в том числе, и по вине родного государства. Как поведали туроператоры, правовой режим подобного форс-мажора должен определяться властными институтами – правительством или президентом. Вот в Европе тут же были сделаны определенные шаги, и западные правительства на законодательном уровне запретили своим гражданам ехать в часть из пострадавших стран. У нас – тишина.

Да, еще интересный момент. В случае установления режима форс-мажора государство обязано выплачивать компенсации пострадавшим туроператорам. Те, в свою очередь, из этих средств покрывают свои убытки и компенсируют убытки турагента. А тот, из полученных от оператора средств, рассчитывается с нами, физическими лицами. Пока ситуация складывается так, что, похоже, компенсируют убытки только национальных авиаперевозчиков, остальные остаются с носом. В смысле, без денег.

А вот подача исков на турфирмы ни к чему не приведет, уверены наши собеседники. Основанием для подачи иска о возврате денег за несостоявшуюся поездку являются договор между фирмой и клиентом и туристическая путевка "ТУР-1". В путевке перечислены услуги, оказываемые туристу, а договор устанавливает правоотношения между сторонами. Здесь и начинается самое интересное. Первым делом рассматриваются эти документы и дается ответ на вопрос, подпадает ли основание вашего отказа ехать под форс-мажор. По всем признакам попадает – землетрясение, цунами и прочее. То есть, вы не поехали из-за форс-мажора. А теперь внимание: государство официально не установило режим форс-мажора и не запретило вам въезд в эту страну в этот период времени. Значит, это не форс-мажор. Скажите вашим денежкам "good bye", а власти – "спасибо".

Следующим пунктом разбирательства станет пункт "Расторжение договора". Когда был получен фактический отказ? Менее чем за неделю до начала тура (вспомним, цунами случилось 26 декабря). По условиям договора невозврат денег в этом случае равен 100%.

Единственный выход, правда, для совсем уж экстремалов – все-таки ехать, но обвешавшись фотоаппаратами, видеокамерами и диктофонами. Документировать все несоответствия с заявленным вам в путевке, а потом на основании этих доказательств убеждать, что вы не верблюд.

Не бойтесь! Все трупы уже съедены до нас...

Самая неблагоприятная эпидемиологическая ситуация сложилась на Мальдивах. Здесь существует более чем реальная возможность возникновения эпидемии. На Мальдивах и так несовершенная система канализации. Как правило, отель занимает весь остров. Называется это – остров-курорт. Пресной воды естественного происхождения в таких местах нет, стоят опреснители океанической воды. Скапливающиеся отходы человеческой деятельности тоже девать некуда. По "доброй" мальдивской традиции они подкидываются к соседним островам – туда, где живут люди, но нет курортов. Аборигены не против, так как гадящий у них под носом отель еще и дает им работу. Система негуманная, но альтернативы пока никто не придумал. Так вот, после цунами смыло несколько островов-курортов. Все это смешалось с выбросами канализации. Опреснители не могут отфильтровать воду из океана от всех вредных примесей, а после цунами чего в ней только нет...

А вот на Гоа, напротив, эпидемии не ожидается. От южного побережья Индии, где было цунами, его отделяют горы, и, как рассказывают очевидцы, по воде эпидемия тоже не придет – все трупы уже сожрали акулы.

Страшнейшее землетрясение за 40 лет. Фотосвидетельства

Выбор читателей