Рейтинг Путина установил антирекорд

Экстренные меры по тушению социального пожара могут оказаться в известной степени чисто символическими. А вот социально-политический кризис – нет. Рейтинг Путина уже упал до самой низкой отметки за все время его президентства




С некоторых пор вопросы проведения в жизнь злосчастного 122-го закона прочно заняли основное место в повестке дня заседаний кабинета министров – еще одно свидетельство текущего кризиса. Функции антикризисного штаба решено возложить на специальные совещания по социальным вопросам, которые Михаил Фрадков обещал проводить регулярно, расширив круг участников за счет губернаторов и полпредов президента, чтобы "в оперативном режиме искать ответы на волнующие вопросы".

Ответы, судя по всему, придется искать долго и упорно: несмотря на ряд уступок (если 240 руб. "надбавки" к пенсии можно считать таковыми) волнения среди льготников не стихают. Владимир, Пермь, Курган, Нижний Новгород, Томск, Сыктывкар – одним словом, "широка страна моя родная". Проявления народного гнева становятся все более радикальными: где-то пенсионеры идут на штурм местных администраций, где-то – на телеграф, чтобы отправить назад президенту двухсотрублевую "подачку". А в Нижнем на дерево вешают чучело президента в футболке "Единой России". Оппозиция, которую практически загнала в тупик кремлевская стратегия партстроительства, торопится взять реванш: КПРФ, "Яблоко", левые движения более или менее радикального толка – все ринулись в массы и стараются, как умеют. Потому что понимают: другого случая набрать политический вес им может уже и не представиться.

На этом фоне министрам из финансового блока правительства впору звать на помощь своего коллегу из МЧС: экстренные меры по тушению социального пожара необходимо принимать в кратчайшие сроки. Однако на тот простой факт, что полная компенсация отобранных льгот в бюджете на текущий год просто не запланирована, накладывается еще одно существенное обстоятельство: вливание дополнительной денежной массы (а повышение базовой части пенсий на 240 руб. обещают уже с 1 марта) грозит очередным витком инфляции: на рынок будет дополнительно выброшено около 100 млрд рублей. То есть, чисто теоретически, мы станем жить лучше и веселее, а на деле – нет.

Министр финансов Алексей Кудрин в преддверии сегодняшнего заседания, где будут обсуждаться вопросы бесплатного проезда для льготников и мартовского увеличения пенсий, обещал не только удержать инфляцию в рамках приличия, но и добиться снижения ее темпов. На вчерашнем селекторном совещании с регионами он попросил довести до общего сведения, что пенсии не будут "съедены" инфляцией: по словам министра, увеличение пенсий произойдет за счет дополнительных доходов бюджета. А "лишние деньги" уйдут в Стабилизационный фонд, что и упасет нас от излишнего давления денежной массы. Впрочем, в прошлогодние оптимистичные планы сохранить инфляцию на уровне 8-9% сегодня мало кто верит.

На самом деле масса, похоже, уже давит: по данным Федеральной службы государственной статистики, цены производителей в 2004 г. увеличились на 28 с лишним процентов, то есть почти на треть. Это косвенный, но весьма красноречивый показатель: "официальный" уровень инфляции у нас – чуть ниже 12% (выглядит даже красивее, чем в 2003 г., когда было 13%).

То, что "инфляционный вал" в промышленности (а именно она показала 30%-ный рост цен) обрушится на потребительский сектор, предрекает, например, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. По его словам, только за две первые недели января инфляция составила 1,9%. По его мнению, в этом виноваты бесконтрольные аппетиты госмонополий, которые диктуют цены в промышленном секторе. И если государство не свернет монетизацию, попутно вводя жесткий госконтроль за монополиями, следует ожидать серьезных социальных потрясений.

Одним словом, нынешние экстренные меры по тушению социального пожара могут оказаться в известной степени чисто символическими. А вот социально-политический кризис – нет. Аналитическая служба "Левада-Центр" обнародовала данные последнего опроса, проведенного 21-24 января. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года число россиян, не одобряющих деятельность Владимира Путина на посту президента России, выросло ровно в 2 раза: с 16 до 32 процентов. Примечательно, что рекордной отметки – 82% – за последние 5 лет рейтинг президента достигал год назад, в феврале 2004 г. (в канун последних президентских выборов). Уже к концу года он упал до 69%. Уровень поддержки по-прежнему остается достаточно высоким для того, чтобы можно было говорить о феномене консолидации общества вокруг фигуры Путина: сегодня его деятельность одобряют 65% опрошенных. Однако это самый низкий показатель за все время его президентства. Кстати, впервые при ответе на вопрос – а почему, собственно, доверяют? – в большинстве оказались респонденты, которые просто не видят, на кого еще они могли бы положиться. До сих пор преобладала уверенность в том, что президенту удастся справиться с проблемами страны. Ну, а традиционно низкий рейтинг правительства погоды на политической арене не делает – оно все равно у нас чисто техническое.

Выбор читателей