Черные дыры российской почты

Несмотря на то, что "Почта России" не сидит сложа руки, а пытается не проиграть конкурентную борьбу за клиента, остаются у нее и нерешенные проблемы. Первая и основная – это потери почтовых отправлений




В былые времена почта олицетворяла собой эдакого малоподвижного монстра союзного значения, Вроде все делалось правильно, но как-то медленно и с многочисленными огрехами. Впрочем, альтернативы почте в пересылке информации тогда не было. В российской действительности почтовая система явно потерялась на фоне "младших братьев" – Интернета и альтернативных служб доставки корреспонденции типа DHL.

Между тем "Почта России" не сидит сложа руки, а пытается не проиграть конкурентную борьбу за клиента, в чем-то даже заимствуя опыт потенциальных соперников. Новые технологии пришли в обычные отделения связи, хоть далеко и не во все. Это и не удивительно, ведь российская почта унаследовала громоздкую инфраструктуру еще от советских времен. Так, по данным официальной статистики, в системе почты находятся более 40 тыс. отделений связи (то, что мы привычно и называем – почта), работают около 300 тыс. сотрудников. В год здесь проходит более 1 млрд писем, 3 млрд газет и журналов, около 13 млн посылок и аж 44 млн денежных переводов. Собственно, виды отправлений отличаются друг от друга объемом и весом. Сегодня можно отправить почтой даже целый контейнер весом до 500 килограммов.

Как и раньше, абсолютное большинство клиентов почты ограничиваются тем, что посылают родственникам или знакомым письма и открытки. В сельской местности, где все отделения связи принимают подписку на периодику, почта еще играет роль распространителя СМИ. Правда, в последние годы цифры по подписке неуклонно снижаются: то ли мы всё меньше читаем, то ли просто вымираем...

Письма, посылки и бандероли, в основном, существуют в трех видах: простые, заказные и с объявленной стоимостью. Здесь кроется интересный нюанс, связанный с последним видом отправлений. Если вы, отправляя некую вещь или документы, хотите застраховать их от потери или хищения, то можете составить опись вещей и указать их стоимость. Как пояснили нам во ФГУП "Почта России", предельная стоимость такого письма, бандероли или посылки законодательством РФ не регулируется. То есть, чисто теоретически можно указать стоимость и в несколько миллионов рублей. И опять же, теоретически, вам должны вернуть эту стоимость в случае утраты вещи по вине почты. Однако одной из задач оператора почтового отделения, принимающего отправления, является адекватная оценка отправления. Так что "закатайте губы" или даже будьте готовы к тому, что вашу вещь под ваши же вопли еще и недооценят.

Теперь о хорошем. В российские отделения связи постепенно приходит Интернет, а вместе с ним и электронная почта. Ведь если не можешь остановить процесс, то нужно пытаться его возглавить. То же самое можно сказать и о факсимильной связи. Теперь, приходя на почту, можно запросто отправить электронное письмо какому-нибудь далекому другу, и для этого в ряде случаев не надо будет даже садиться к компьютеру. Вы пишете текст, а на почте его вбивают в компьютер и отправляют по указанному вами адресу. И наоборот, можете послать электронное письмо человеку, у которого и в помине нет Интернета. В этом случае в ближайшем к вашему адресату отделении связи электронное письмо распечатают, и оно дойдет уже как обычное отправление. Называется такая система гибридной связью. В 2002 г. ее услугами, например, воспользовались 2,6 млн наших сограждан.

Для тех, кто боится всех этих гибридов, предусмотрен обычный выход в Сеть через почту. Помимо электронной почты, предоставляется почти весь спектр услуг стандартного провайдера. Как дополнительные идут чисто компьютерные услуги, уже довольно слабо связанные с классической почтой: сканирование, ксерокопирование, распечатка и так далее.

Еще одним новшеством, введенным в действие с 1 ноября 2004 г., стала система КиберДеньги. Помните, как раньше нам приходилось заполнять специальные талоны – бланки перевода денежных средств. И пока этот злосчастный бланк не доковыляет до почтового отделения адресата, адресат нервно ожидает своих денег, вынужденный постоянно бегать на почту. Теперь все почтовые переводы идут по единому магистральному трафику через электронный канал связи. К сожалению, система пока не введена в эксплуатацию полностью, поэтому сроки доставки все еще близки к тем, талонным. Новой системой оборудовано только 3,5 тыс. отделений связи. С введением КиберДенег повсеместно ожидается установка срока передачи денег в 72 часа. Максимальная сумма, которую можно отправить таким образом, составляет 100 тыс. рублей. Еще немаловажно то, что только эта система позволяет производить переводы денежных средств между физическими и юридическими лицами. Уже налажены каналы передачи денег по КиберДеньгам на Украину и в Казахстан. Остается только пожелать – скорее бы вы, ребята, это все внедрили, а то устали уже от вечного беспорядка с переводами...

На этом "Почта России", надо сказать, не остановилась и внедрила еще одного "киборга" – КиберПрессу. С этой системой, я вам скажу, наше "Yтро" сможет придти в каждый дом, даже в тот, где компьютер видели только по телевизору. Принцип ее действия таков. Собрались вы, к примеру, в дальнюю деревню Козявкино, к своей козявкинской бабушке, а с электронной прессой расставаться неохота. Что делать? Смело езжайте в Козявкино и бегом на тамошнюю почту, оформлять подписку на "Yтро" через КиберПресс. И тогда каждый божий день местный Печкин будет привозить вам нашу газету в печатном формате. Единственное "но" – специальные терминалы для перевода электронных СМИ в печатный формат первым делом внедряются пока только в районных центрах.

Нововведения – это, конечно, хорошо, но остаются у нашей почты и нерешенные проблемы. Первая и основная – это постоянные потери отправлений. Кажется, каждый россиянин хоть раз в жизни, но не получал отправленное ему письмо или посылал сам, но оно не доходило до адресата. "В чем же причина?" – обратились мы с вопросом в пресс-службу ФГУП "Почта Россия". Ответ работника пресс-службы Сергея Липского был следующим: "Почтовые отправления не пропадают. Речь может идти только об увеличении срока доставки. Однако почтовое отправление может не дойти до адресата, но только в том случае, если неправильно указан адрес". Получается, что виноваты мы и только мы. Удобная позиция...

Отследить судьбу письма можно только в том случае, если оно регистрируемое (например, заказное), то есть ему присваивается номер при отправлении. Те же письма, что вы просто опускаете в почтовый ящик, в принципе не отслеживаемы. Не удалось нам узнать и о том, сколько именно зарегистрированных писем пропадает. В том же ФГУП в приватном телефонном разговоре нам анонимно сообщили, что статистика такая ведется, но вот обнародовать ее Почта никак не может. Большой-большой секрет!

Выбор читателей