Российские вузы приведут к европейскому знаменателю

Министерство образования РФ по-прежнему стремится изменить вузовскую систему России по европейскому образцу. В то же время многие "зубры" отечественного образования считают, что наша система - лучшая в мире




Старая добрая система российского высшего образования по-прежнему не дает покоя нашему правительству. Хотя многие придерживаются точки зрения, что отечественные вузы дают самые полные знания в мире, Министерство образования и науки продолжает настаивать на включении России в международное образовательное сообщество. Андрей Фурсенко, глава Минобразования, провел вчера специальную пресс-конференцию, посвященную участию нашей страны в так называемом Болонском процессе.

Фурсенко утверждает, что переход к европейским стандартам просто необходим. По его мнению, система "бакалавриат + магистратура" повысит качество образования российских специалистов, а также увеличит уровень доверия к нашим дипломам за рубежом. Таким образом, "корочки", полученные в РФ, будут приравнены к европейским.

Шаги навстречу Западу впервые были предприняты еще в 2002 году. Именно тогда Россия и подписала Болонское соглашение. Оно предполагает, что к 2010 г. система высшего образования в нашей стране должна максимально приблизиться к европейской. В частности, знания студентов будут оцениваться по общеевропейской шкале, а выпускники вузов начнут получать дипломы международного образца.

Все это, конечно, выглядит очень оптимистично. Однако для того, чтобы войти в европейское образовательное пространство, России придется отказаться от системы "специалитета" и перейти к двухуровневой схеме "бакалавриат + магистратура". Кроме того, вузы будут вынуждены ввести единую систему зачетных единиц, распространенную в ЕС. Дело в том, что там каждый курс оценивается только по своей трудоемкости, а не по количеству часов, как у нас.

Перспектива перехода на европейскую систему получила противоречивые оценки у "зубров" отечественного образования. Особенно негативно высказались в Союзе ректоров. На недавней международной конференции по случаю 250-летия МГУ было выдвинуто предложение вообще отказаться от унификации российской образовательной системы с международной. Борис Патон, президент Международной ассоциации академии наук, мотивировал свою позицию тем, что в России и так лучшее образование в мире.

Российские парламентарии также сомневаются в правильности выбора Минобразования. Например, Валентина Иванова, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы, сказала, что разделение на магистратуру и бакалавриат следует ввести только для гуманитарных специальностей. А вот традицию подготовки физиков, химиков, математиков и инженеров стоит оставить в прежнем виде.

Между тем Андрей Фурсенко намерен и дальше продолжать тесную работу с зарубежными коллегами. Вчера он провел переговоры с министром образования ФРГ Эдельгардом Бульманом о взаимодействии в рамках Болонского процесса. Руководители ведомств договорились разработать единую систему аккредитации инженерных учебных программ, кроме того, они собираются реализовать в этой области ряд проектов с присуждением совместных дипломов.

Глава Минобразования России также заявил, что введение в стране единого госэкзамена и двухуровневой системы являются первыми шагами к полноценному переходу к европейским стандартам.

Выбор читателей