Российские пары оставили китайских конкурентов не у дел

Первая церемония награждения московского чемпионата мира порадовала отечественных болельщиков: золото и серебро в спортивных танцах завоевали наши фигуристы


Фото AP



Вчера на чемпионате мира по фигурному катанию состоялась первая церемония награждения. В соревнованиях спортивных пар золото – у Татьяны Тотьмяниной и Максима Маринина, которые стали двукратными чемпионами мира. Серебро досталось Марии Петровой и Алексею Тихонову, бронза – китайскому дуэту Дан Чжан – Хао Чжан. Российская пара Юлия Обертас – Сергей Славнов завершила соревнования на 5-м месте.

Задолго до начала московского чемпионата было понятно, что состязания в этом виде превратятся в единоборство двух школ – китайской и российской. Конечно, нельзя так уж однозначно провести черту, разделяющую эти школы на два лагеря, – хотя бы потому, что многие программы китайским спортсменам ставят российские хореографы и тренеры. Так, Александр Жулин работает с бронзовыми призерами прошлогоднего чемпионата мира Кин Пан и Джиан Тон, а также с третьей китайской парой, Дан Чжан – Хао Чжан, которая в последнее время претендует на место второй (что и доказала, поднявшись вчера на пьедестал почета). Да и не только российские специалисты приложили усилия для того, чтобы талант и трудолюбие китайских спортсменов расцвел и стал, так сказать, интернациональным. Так, короткую программу на "Лунную рапсодию" Дебюсси двукратные чемпионы мира Сю Чен и Хонгбо Чжао отрабатывали вместе с американским хореографом Леа Энн Миллер.

Хорошо или плохо, что китайцы начинают осваивать международные хореографические "пространства"? Вроде бы, ничего плохого нет – происходит взаимообогащение национальных школ, хотя надо признать, что танцы на национальные китайские мотивы у пары Чен – Чжао выглядели более изящно и артистично. Сейчас у них пропала та самобытность, которая давала им фору перед остальными спортсменами, и, как это ни странно, появилась скованность и некоторая неряшливость в движениях. Что ж, наверное, это необходимая плата за утрату национальной самобытности?.. Ответ на этот вопрос по итогам московского первенства повис в воздухе после того, как дуэт снялся с соревнований буквально перед началом своей произвольной программы.


Фото AP

Российские фигуристы – другое дело: они в основном с российскими хореографами и работают. Но тут другая крайность: большинство из россиян работают за рубежом, поскольку в России – масса организационных проблем (со льдом в частности). В результате и здесь возникают проблемы с национальной самобытностью, и российские дуэты постепенно становятся "на одно лицо" с остальными представителями парного катания. Конечно, никто не требует от россиян поголовно танцевать "Калинку", от украинцев – гопак, а китайцев – работать в стиле Пекинской оперы. Впрочем, на московском чемпионате мира подобные попытки делались, но они выглядели скорее как дань моде и оттого получались весьма, простите за термин, попсовыми. Как ни странно, танец китайской пары Дан Чжан – Хао Чжан под музыку Грига выглядел куда более артистичным. А третья российская пара Юлия Обертас и Сергей Славнов произвольную программу исполняла под "Катюшу" в весьма "эстрадно-ресторанной" обработке, и выглядело это как-то не очень органично. В общем, тенденция к унификации в хореографии в художественной части программ налицо, и редко-редко когда встречается пара, откровенно выделяющаяся на общем фоне "лица необщим выраженьем".

Когда-то, кстати, очень яркой и самобытной парой были олимпийские чемпионы Елена Валова и Олег Васильев, хотя один из их танцев, если кто помнит, был на "космические" темы, с соответствующей "вненациональной" музыкой. Сейчас Васильев тренирует Татьяну Тотьмянину и Максима Маринина – российских фигуристов, которые живут и работают в Чикаго. С мастерством у этой пары все в полном порядке, хотя некоторые элементы, например вращения, по современной шкале сложности не попадают в разряд "ультра-си". Но если все же придираться и пытаться определить, чего же хватает чемпионам мира для того, чтобы считаться безоговорочными фаворитами на Играх в Турине, ответ, увы, будет однозначным: не хватает национального хореографического своеобразия, если угодно, буйства русской народной пляски. Их произвольная программа на музыку Римского-Корсакова, впрочем, показала, что направление взято верное, и за год, оставшийся до Олимпиады, Тотьмянина и Маринин вполне способны пройти путь, необходимый для того, чтобы стать действительно великой парой и войти в историю фигурного катания.

С этой точки зрения вторая российская пара, Мария Петрова и Алексей Тихонов, ученики замечательного тренера Людмилы Великовой, которая, в свою очередь, очень многому научилась у великих мастеров Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова, выглядит на льду более ярко. Петрова и Тихонов, кстати, тоже в прошлом чемпионы мира (у них теперь есть медали чемпионатов мира всех трех достоинств), и если им удастся к Турину прибавить в технической оснащенности, конкуренция между российскими дуэтами на Олимпиаде может быть самая отчаянная. А китайцы... что ж, наверняка они найдут чем ответить россиянам – и тогда уже постараются обойтись без травм перед выходом на лед.

Выбор читателей