Как уходили от погони боевики-медалисты

Корреспонденту "Yтра" удалось выяснить подробности недавней провальной спецоперации в Хасавюрте, которая выглядит исключением на фоне недавних результативных действий силовых структур на Северном Кавказе




14 марта этого года в Хасавюрте ловили боевиков. Ловили по всем законам жанра – с эвакуацией жителей, с оцеплением кварталов, со стрельбой. С полудня 14 марта и до Yтра 15-го в городе пытались взять двоих боевиков – Вагиба Хасбулатова (он же "Чемпион) и Шамиля Таймасханова (он же "Золя"). Но операция провалилась – каким-то непостижимым образом бандитам удалось выбраться из заблокированного дома №26 на ул. Победы и через тройное (!) кольцо оцепления раствориться в паутине городских улиц.

Откровенная неудача спецслужб вызвала соответствующую реакцию СМИ, сообщивших о непрофессионализме спецподразделений, участвовавших в поимке боевиков. А глава администрации Хасавюрта Сагид-паша Умаханов прямо обвинил в провале операции начальника горотдела милиции подполковника Айтемира Салимгереева.

Корреспонденту "Yтра" удалось выяснить подробности неудавшейся спецоперации, которая выглядит неприятным исключением на фоне недавних результативных действий силовых структур на Северном Кавказе.

В полдень 14 марта, когда силовики удостоверились в том, что в доме на ул. Победы скрываются боевики, операция вступила в решающую фазу: к зданию были стянуты бойцы подразделений ФСБ, республиканских отрядов ОМОН и СОБР, а также огневых групп, спешно переброшенных из Хасавюртовского и соседних райотделов милиции Дагестана. В квартале заняли позиции снайперы. Засевшим в доме бандитам предложили сдаться без кровопролития; в ответ из окон в милиционеров полетели пули. Тем временем из соседних домов шла эвакуация жителей. Затем из строения, где прятались боевики, выбежал зять хозяйки дома с ребенком на руках. Представители оперативного штаба попросили этого человека еще раз поговорить с боевиками и выдвинуть им условие – если не сложат оружия, то будут уничтожены. Те в ответ сообщили, что "умрут, но сдаваться не будут".

Шло время, а в оперативном штабе откровенно медлили, не отдавая команды штурмовым группам. По оценкам специалистов, боевики заняли очень выгодную позицию, что позволяло им нанести максимальный урон штурмующим в случае атаки. Двухэтажный дом №26 соединен с крышами соседних домов и имеет общий двор с еще семью хозяйствами. Строения и заборы имели сквозные проемы. Руководители операции решили не рисковать людьми которые могли оказаться на линии огня. В начале перестрелки даже первое кольцо оцепления по команде отошло назад, чтобы не попасть в зону обстрела. Во время операции в микрорайоне отключили газ и электричество – существовала угроза пожара при штурме. Перестрелка вслепую велась до двух часов ночи. Затем было принято весьма любопытное решение: операцию приостановили, решив возобновить ее ранним Yтром. А в 05:00 мск 15 марта оперативный штаб оцепенел от известия – в доме № 26 никого не оказалось. Милиционеры стали прочесывать близлежащие дома, проверяли сараи и подвалы со служебными собаками. Но Таймасханов и Хасбулатов словно испарились.

...В самый разгар событий в штаб прибыл мэр Хасавюрта Сагид-паша Умаханов, который провел там почти всю ночь. Один из его заместителей вместе с охраной оказывал "помощь" милиции. Yтром, когда был "объявлен" провал, Умаханов поспешил выступить на городском телевидении с упреками в адрес начальника горотдела милиции Салимгереева. К этому мэр Хасавюрта добавил, что боевики прибыли в город, чтобы устроить покушение на него, а один из экстремистов является родственником начальника милиции. Возглавлявшие оперативный штаб начальник УФСБ по Дагестану Николая Грязнов и глава МВД республики Адильгерей Магомедтагиров от комментариев по поводу действий местной милиции воздержались. А подполковник Салимгереев прокомментировал обвинения в свой адрес следующим образом: "Шамиль Таймасханов никак не может быть моим родственником. Мы родом из разных сел. Это самая обычная клевета. Так можно сказать, что Бен Ладен мой дядя, а я готовлю покушение на Буша. Когда брали боевиков, то меня даже не сразу поставили в известность. Только через четыре часа мне позвонил заместитель начальника ФСБ по Хасавюртовскому району и сказал о проводимой операции. Мои сотрудники стояли в третьем кольце отцепления. Ни я, ни кто-либо из моих сотрудников не мог приблизиться к дому и "вывести" боевиков. Я могу только догадываться, какую цель преследует Умаханов, обвиняя меня во всех грехах, ведь на носу выборы. Оскорбили не только меня, а всех милиционеров, которые в тяжелых условиях работают вместе со мной. Честь мундира я буду отстаивать в суде".

О том, что у мэра и начальника милиции Хасавюрта, мягко говоря, не самые лучшие отношения, известно, наверное, каждому горожанину. Противоречия начались еще с того, как после своего назначения в августе 2004 г. подполковник Салимгереев убрал милиционеров из личной охраны мэра.

"Yтру" удалось собрать информацию о тех, кого упустили спецслужбы 14 марта. Как сообщили источники в МВД Дагестана, оба боевика входят в группу полевого командира Раппани Халилова. Один из них – 29-летний местный спортсмен Шамиль Таймасханов по кличке "Золя", мать которого Суйганат Таймасханова является двоюродной сестрой отца мэра Хасавюрта. Второй, 25-летний Вагиб Хасбулатов по кличке "Чемпион", – чемпион мира по вольной борьбе. Его отец, покойный Абдул-Азим Хасбулатов, в свое время был первым заместителем мэра Хасавюрта. В МВД Дагестана рассказали, что Таймасханов и Хасбулатов дружили с племянником мэра Мурадом Умахановым – олимпийским чемпионом Сиднея по вольной борьбе. На одной из тренировок они поссорились, а затем до потери сознания избили парня по имени Шамиль, о чем последний сообщил в милицию. Таймасханову и Хасбулатову дали условные сроки, а Умаханову все сошло с рук. Затем в милицию стали приходить сообщения, что Хасбулатов и Таймасханов – ваххабиты, которые скрылись в Чечне. Воевали спортсмены в соседней республике или нет, будет выяснять милиция. Но известно, что незадолго до событий 14 марта они гостили в доме у племянника мэра Хасавюрта.

Выбор читателей