Россиянам мешает жить "комплекс иждивенца"

В интервью "Yтру" председатель комитета СФ по самоуправлению Леонид Рокецкий оценил итоги референдума об объединении Красноярского края, Эвенкии и Таймыра и дал прогноз развития процесса укрупнения регионов


Фото Сергея Грузинцева



"Yтро": Губернатор Красноярского края Александр Хлопонин назвал итоги состоявшегося 17 апреля референдума по объединению с Таймыром и Эвенкией "фантастическими". Как вы оцениваете прошедший референдум? Что значат его итоги для всей страны?

Леонид Рокецкий: Этот референдум показал, что граждане все же думают о судьбе государства, его структуре и управляемости. Конечно, была проведена колоссальная разъяснительная работа среди населения. Но те, кто пришел голосовать, прежде всего думали о своей судьбе и собственной перспективе жизни в этом регионе. И это главное. Я был в эти дни в Красноярском крае – в Дудинке и Норильске, видел отношение людей к происходящему.

Исторически Красноярский край был единым, включая Эвенкию. Но с 1991 г. сложилась непонятная ситуация – автономии как будто бы и входили в состав края, и в то же время были самостоятельны. В самой структуре власти не понимали, кто за что отвечает. На территории Таймыра существовал анклавом Норильск. В общем, ситуация выглядела сложно. Сейчас же люди определись с желанием жить в едином Красноярском крае.

"Y": Можно ли говорить, что во время этого референдума был сломан сложившийся стереотип о российском избирателе – пассивном и равнодушном?

Л.Р.: Референдум опроверг этот стереотип. В самом Красноярске, который довольно инертно выглядел на прежних выборах, участки посетило больше 60% избирателей, из которых больше 90% высказались "за". Конечно, Красноярск заинтересован в объединении, это даст новый стимул развитию промышленности, малого и среднего бизнеса. В Эвенкии другие причины хорошей явки избирателей. Ведь негласно ее перспективы так или иначе связывали с "ЮКОСом". С его банкротством люди задавали вопросы, а как им жить дальше. Сейчас появился мощный гарант дальнейшего развития региона, который не обанкротится – Красноярский край. На Таймыре 70% избирателей высказались за объединение, а около 30% – против. Такое соотношение свидетельствует о том, что у трети населения были какие-то опасения. Я думаю, что это связано с федеральными ведомствами – налоговой инспекцией, милицией, ФСБ, Пенсионным фондом и др. У местных сотрудников была перспектива роста, получения новых званий, наконец, а теперь они думают, как же будет дальше.

"Y": Каким еще российским регионам предстоит объединение?

Л.Р.: В первую очередь это может коснуться сложно построенных субъектов РФ – областей и краев, в состав которых входят автономные округа. К примеру, раньше Корякия входила в Камчатскую область. Видимо, их стоило бы снова воссоединить. Проблема в Корякии и Петропавловске-Камчатском одна – как пережить зиму и где взять топливо и электроэнергию. Оказывается, на границе между Корякией и Камчатской областью разведано хорошее месторождение газа. Когда-то начали его обустраивать и вести трубу в сторону Петропавловска, но затем работы были остановлены, а в сторону Корякии не проводились вообще. Я думаю, что если бы это был один регион, то с помощью государства там быстро бы решили раз и навсегда проблему энергообеспечения этой отдаленной части России.

Или взять Иркутскую область, где достаточно высокий промышленный потенциал. По меркам Сибири это стабильный регион. Внутри области – два автономных округа со слабой промышленностью и слабой доходной базой, которые область особо не стремится забрать себе. Но я думаю, что пример Красноярского края показателен: на переходный период государство подтвердило гарантии сохранения льгот и дотаций автономиям. Так что руководству Иркутской области нужно более серьезно подойти к решению этих вопросов.

В очереди на объединение может быть и Читинская область с двумя автономными округами. Далее – Архангельская область с Ненецким округом. Там камнем преткновения была позиция автономии, потому что там разведаны большие запасы нефти и газа. Но, оказалось, что их хватит в перспективе и на Ненецкий округ, и на Архангельск, и на Россию в целом, так что переживать не надо. Все равно доходы будут оставаться там, где эти работы выполняются. И здесь целесообразно восстановить статус-кво, ведь раньше этот округ входил в состав Архангельской области.

В последнее время говорят о Краснодарском крае и Адыгее. Это более деликатный вопрос, поскольку связан с национальными отношениями. Но главный бич региона – безработица. Многие проблемы здесь будут решены с созданием рабочих мест.

"Y": Вице-спикер Госдумы Любовь Слиска заявила, что, реализуя идею объединения, нужно очень осторожно подходить к такому сложному региону как Северный Кавказ. Насколько реальны какие-либо варианты по объединению там? К примеру, в Чечне периодически призывают к объединению с соседней Ингушетией, как это было при советской власти.


Фото Сергея Грузинцева

Л.Р.: На Северном Кавказе я вижу куда больше проблем в отношениях между Ингушетией и Северной Осетией. Это проблема Пригородного района, которая снова возникла в связи с реализацией 131-го закона "Об общих принципах реализации местного самоуправления". Административная граница между республиками до сих не установлена, что придает проблеме особую остроту. В Ингушетии хотят присоединить Пригородный район, против чего выступают во Владикавказе. Решение проблемы во многом зависит от лидеров республик.

"Y": Еще один очень непростой регион – Дагестан, в котором предстоят выборы главы республики...

Л.Р.: В этой многонациональной республике сохраняется высокий уровень безработицы, а люди особенно остро реагируют на негативные моменты, порой считая, что подвергаются унижениям. Но там пытаются решать кризисные моменты, уделяя внимание организации местного самоуправления. В поселках создаются органы самоуправления, которые смогут под свою ответственность решать многие вопросы, в том числе и вопросы безопасности. Другого пути я не вижу.

"Y": Если мы сегодня объединяем регионы, превышающие по размерам территории Европу, то каково предназначение семи федеральных округов?

Л.Р.: Решение о создании федеральных округов принималось президентом, а он вправе устанавливать структуры, которые помогают лучшей управляемости государства. Конечно, надо понимать, что эти округа – неконституционные структуры, что их возглавляют люди, приближенные президенту. В то же время, делить Российскую Федерацию на семь регионов опасно. Другое дело, что можно устраивать федеральные структуры более независимо от субъектов федерации. Не делать нижегородскую, татарскую, башкирскую или пермскую налоговую инспекцию, а создать, например, Верхне-волжскую окружную инспекцию. Это приведет к экономии средств. Словом, варианты есть, но для этого надо преодолевать амбиции местных властей.

Нам еще только предстоит сократить количество министров в регионах. По Конституции ответственность за исполнительную власть возложена на одного человека – высшее должностное лицо. Но нарушение основного российского закона существует не только на Кавказе, но и в республиках Поволжья и некоторых губерниях. Таких стран, где существует столько министров, их помощников и замов, секретарш, референтов и водителей, больше нет. Это раздражает людей. Если чиновник в регионе, например, отвечает за сельское хозяйство, пусть будет начальником управления сельского хозяйства, но не министром, поскольку это уже иной статус. Ведь даже по названию он все больше отдаляется от людей и от решения проблем.

"Y": В конце концов, все реформы должны быть направлены на то, чтобы всем нам стало лучше и проще жить, растить детей, зарабатывать деньги... Что мешает этому, как вы считаете?


Фото Сергея Грузинцева

Л.Р.: Я давно искал ответ на вопрос – почему мы такие умные, но бедные. Целые поколения людей в нашей стране воспитаны в убеждении, что за них решает государство. Чувство иждивенчества побеждает в нас прочие чувства. Административная реформа, в том числе реформа местного самоуправления, как раз заключается в том, чтобы каждый человек понимал, какая власть должна быть и за какую власть он отвечает. Нужно воспитать из иждивенца достойного гражданина. А это самое сложное. Сейчас повсеместно распространена позиция: дескать, не пошел и не пойду на выборы, а жить хочу нормально. Но нужно заботиться о себе самому, преодолеть иждивенчество. Тогда все изменится к лучшему. Иначе у нас всегда виноватым будет плохой начальник, который не отремонтировал крышу и не вовремя принес пенсию.

"Y": Спасибо за интервью.

Выбор читателей