Монументальная Победа

Выставочные залы столицы пополнились экспозициями, посвященными победе в Великой Отечественной войне. Среди наиболее интересных экспонатов - секретные документы из личных архивов Сталина


Фото: cha.ru



Торжественное празднование 60-летнего юбилея Дня победы не оставило равнодушными ведущих российских художников и кураторов. Экспозиции, посвященные празднику, открылись сразу в нескольких музеях и выставочных залах столицы.

Самые достоверные факты о событиях Второй Мировой предлагают, как всегда, кураторы выставочного зала Федеральных архивов. Историко-документальный проект "Победный 1945-й" посвящен наиболее оптимистическому, но далеко не самому известному в народе этапу войны. Сталинградской битве и взятию Берлина посвящено немало книг и фильмов, а вот о победоносном шествии советских войск по Европе мы знаем не так уж и много.

Выставки рассказывают не только о победах нашей армии, но и о том, как делили послевоенную Европу и что в это время происходило в СССР: куда девались мобилизованные воины и бывшие военнопленные, как утверждали план первой послевоенной пятилетки, чем жили послевоенные дети. Среди наиболее интересных экспонатов - секретные документы из личных фондов Сталина и Молотова, трофейные архивы и детские рисунки военного времени. К числу неоспоримых достоинств выставки стоит отнести широту выбранного материала: в экспозицию вошли сюжеты и русско-финской, и русско-японской войны.

Через полуголодное военное детство прошли многие участники гигантской выставки "Победа", открывшейся в залах Центрального Дома Художника. Монументальная экспозиция объединяет работы как признанных мастеров, так и перспективных молодых дарований. Несмотря на то, что выставка организована Российским Союзом художников, ее состав интернационален. Произведения народных и заслуженных художников России, Белоруссии, Украины, Молдавии, Армении, Туркмении, Азербайджана, Литвы, Латвии и Эстонии прольют бальзам на раны тех зрителей, которые и по сей день с нежностью вспоминают "дружный и сплоченный" СССР. Разумеется, эта достойная выставка проходит под покровительством российского президента и многих высокопоставленных организаций, перечислять которые не имеет смысла.

Не менее помпезно выглядит и проект "Военные рисунки Николая Жукова", организованный Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в рамках открытого фестиваля искусств "Черешневый лес". В залах Музея представлено более 150 фронтовых рисунков и плакатов одного из самых известных военных художников. На протяжении четырех лет Жуков писал портреты советских летчиков и танкистов, трудился для армейских и дивизионных газет, сотрудничал с Отделом агитации и пропаганды среди войск противника. После войны иллюстрировал "Повесть о настоящем человеке", а в 1946-м в качестве корреспондента газеты "Правда" принял активное участие в Нюренбергском процессе. Часть зарисовок, сделанных во время процесса (всего их более 200), представлена в экспозиции выставки.

Государственный центральный театральный музей имени А.А.Бахрушина предлагает свою интерпретацию темы. Экспозиция "Театрально-фронтовой дневник" посвящена известным актерам и театральным коллективам, работавшим в непосредственной близости от линии огня. Боевой дух советской армии поднимали самые известные труппы Москвы и Ленинграда. Особой любовью у бойцов пользовались такие коллективы, как фронтовые филиалы театра имени Вахтангова, Малого театра, фронтовые театры ВТО, театры "Искра", "Веселый десант", "Огонек". На выставке представлены дневники и заметки работников театра, костюмы, макеты, эскизы декораций, а также фотографии известных артистов того времени.

Проект "Победа. Монументы", предложенный галереей "Крокин", скромнее по масштабу и заметно отличается от других "победных" экспозиций. Более того, он рассчитан на людей, прохладно относящихся к официальному государственному искусству. Давние экспоненты галереи - Константин Батынков, Алексей Гинтовт, Александр Константинов, Николай Наседкин, Кирилл Челушкин и Александр Пономарев не хотят заниматься реанимацией большого стиля. Пропуская сквозь свое художественное сознание военную эпоху, они предлагают несколько иную, непривычную для нас трактовку этой темы. Их образы и ассоциации не похожи на фильмы о войне или понятные с первого взгляда произведения реалистов. Это искусство поколения, знающего лишь отголоски той войны, но уже видевшего много новых. Но ведь говорить современным языком не означает – забыть прошлое.

Выбор читателей