Контролеры замахнулись на госзаначку

В нашей стране Стабилизационный фонд так и не стал действенным инструментом защиты и развития экономики. Он по-прежнему больше напоминает огромную заначку, лежащую мертвым грузом




Давнее противостояние Министерства финансов РФ и Счетной палаты по части несоответствия взглядов на расходование средств Стабилизационного фонда, похоже, вновь обостряется. Не далее как вчера представители Счетной палаты вновь поспешили заявить о том, что средства Стабфонда расходуются нецелесообразно.

"Деньги там лежат без движения, и при этом государство еще и заимствует средства", - приводит слова заместителя председателя Счетной палаты Александра Семиколенных радиостанция "Эхо Москвы". На прошедшей вчера встрече в Совете Федерации сенаторы попытались выяснить, почему, располагая огромными средствами Стабфонда, Россия проводит внутренние займы под достаточно высокие проценты. В связи с этим г-н Семиколенных поспешил заявить, что проверка расходования средств Стабилизационного фонда уже включена в план работы на текущий год. По мнению чиновника, необходимо. чтобы средства, накопленные в Стабилизационном фонде, инвестировались. Более того, Счетная палата готова выступить со своими предложениями по инвестированию накопленных в Фонде средств. Напомним, что на 1 мая 2005 г. объем Стабилизационного фонда РФ составил 858 млрд рублей. По прогнозам МЭРТ РФ объем Стабилизационного фонда на 1 января 2006 г. составит 1,5-1,6 трлн рублей. Как отмечалось в материалах министерства, подготовленных к заседанию правительства 7 апреля, при установлении базовой цены на нефть марки Urals равной $27/баррель, отчисления в Стабфонд в 2006 г. составят 370,2 млрд рублей.

Пока Счетная палата демонстрирует недюжинное рвение приобщиться к инвестированию средств из "закромов родины", правительство стоически продолжает отстаивать совсем иную точку зрения. Так, открывая заседание правительства РФ, посвященное рассмотрению сценарных условий социально-экономического развития нашей страны до 2008 г., премьер Михаил Фрадков не преминул напомнить, что средства Стабилизационного фонда должны использоваться "осторожно и по прозрачным схемам. "Стабилизационный фонд нам необходим, это наша страховка от возможного ухудшения мировой конъюнктуры в будущем", - заявил глава правительства.

Что же касается выводов и предложений Счетной палаты, то Минфину уже приходилось обвинять последнюю в некомпетентности. Так, в феврале этого года Счетная палата РФ опубликовала свои выводы по отчету о ходе исполнения федерального бюджета за январь-декабрь 2004 года. Представители Счетной палаты сообщили о потерях Стабфонда из-за инфляции, составивших довольно приличную сумму - 23 млрд. рублей. По мнению контролеров, в течение 2004 г. размещение средств не осуществлялось в связи с тем, что не были разработаны необходимые нормативные акты, что и послужило причиной потерь. В ответ на это Минфин напомнил, что закон о Стабилизационном фонде разрешает размещать средства фонда в объеме неснижаемого остатка 500 млрд. руб. исключительно в высококлассных казначейских обязательствах стран с наиболее развитыми и устойчивыми экономиками (класс ААА). Согласно разъяснениям Минфина, в связи с тем, что в 2004 г. происходило укрепление рубля, в настоящее время на аналогичную сумму средств Стабфонда можно приобрести казначейских обязательств класса ААА больше, чем, например, в начале года. "Если для покупок внутри России существует инфляция, то для приобретений вне России происходит обратный процесс (дефляция)" - отмечается в сообщении Минфина - закон о Стабфонде запрещает тратить средства неснижаемого остатка внутри России. Это связано со второй важной миссией Фонда - защитой российской экономики от инфляции в связи с временным максимальным притоком нефтедолларов".

Вчерашнее же наступление Счетной палаты, скорей всего, говорит о том, что контролеры намерены осуществить еще один "заход", оживив подостывшее было противостояние с Минфином. В этом нет ничего удивительного, т. к. огромный денежный мешок, каким многим представляется Стабилизационный фонд, не может не пробуждать аппетитов заинтересованных сторон.

По всей видимости, борьба за право поучаствовать в инвестировании средств из "закромов родины" будет только нарастать, создавая дополнительные напряжения в экономике. К сожалению, в отличие от многих других стран, в России Стабфонд не стал действенным инструментом защиты и развития экономики. Он по-прежнему больше напоминает огромную "заначку", лежащую мертвым грузом. Досадность ситуации состоит в том, что, как справедливо считают в Минфине, все это богатство практически невозможно вовлечь в реальную экономику – массированный вброс средств Стабфонда в обращение в виде государственных инвестиций практически в любую сферу хозяйственной деятельности приведет скорей к банальному "распилу", но ни как не к экономическому прорыву. Совмещение методов планово-централизованной и рыночной экономик, в большинстве случаев (за исключением, разве что, Китая) не ведет ни к чему хорошему. В России с ее слабой государственной властью и повальной коррупцией это обстоятельство можно рассматривать как догму. Частичная же раздача средств Фонда населению в виде пенсий, зарплат и т.п. (один из вариантов расходования Стабфонда) неизбежно подстегнет инфляцию. Определенным выходом из положения могло бы стать инвестирование в инфраструктурные проекты – дороги, порты и т.п., однако и здесь существуют опасности, присущие любому инвестированию государственных средств в странах со смешанным типом экономики.

В связи с этим сомнительно, что предложения Счетной палаты по части инвестирования средств Фонда способны изменить объективную картину, сложившуюся на сегодняшний день. Вероятнее, что речь может идти о каких-то собственных лоббистских намерениях со стороны главных контролеров страны или о чем-то тому подобном. Вместе с тем, сама ситуация вокруг Стабфонда все больше принимает патовый характер, сводя на нет саму идею.

Выбор читателей