Расчлененка в Пушкинском

На первый взгляд экспозиция представляет собой хаос из носов, голов и рук. Полное ощущение, что фрагменты и огрызки бывших шедевров представлены в том же виде, в котором когда-то были выкопаны из земли


Фото: museum.ru



История спасения запрятанных сокровищ Дрезденской галереи, заминированных отступавшими из города фашистами, известна всем. Прежде всего, потому, что события, происходившие в немецких шахтах более шестидесяти лет назад, весьма напоминают лихо закрученный детектив – почище акунинских романов. Кроме того, приятно лишний раз вспомнить, что советскими солдатами была сохранена одна из лучших музейных коллекций мира. Впоследствии изрядно пострадавшие полотна были отреставрированы в мастерских ГМИИ имени А.С.Пушкина, а после образцово-показательной выставки возвращены братской ГДР. Одним словом, история красивая, а потому популярная – приключениям дрезденских картин посвящены многочисленные книги, воспоминания, документальные и художественные фильмы.

Гораздо реже мы можем услышать об успешных операциях нацистов, последовательно уничтожавших культурное достояние своей страны. Не трудно догадаться, что дрезденское собрание было далеко не единственной коллекцией, заминированной доблестной немецкой армией. И многие акции эсэсовского "штаба рейхсляйтера Розенберга" увенчались успехом.

Произведения античного искусства – древнегреческие, кипрские, этрусские, италийские вазы, скульптура, архитектурные фрагменты, терракоты, бронзы, резная кость, представленные в залах ГМИИ имени А.С.Пушкина. Выставка называется "Археология войны. Возвращение из небытия", а экспонаты поступили в музейные фонды прямиком из Германии. Долгие годы эти фрагменты и осколки, в большинстве своем лишенные опознавательных обозначений и номеров, хранились в архиве, размещавшемся на территории Троице-Сергиевой Лавры. Лишь в 1999 г., после упразднения хранилища, они были перевезены в Пушкинский музей. По имеющейся информации, большинство этих древностей происходит из взорванного эсэсовцами берлинского бункера. Музейное предание сохранило рассказ очевидцев о том, как в закопченных руинах этого убежища наши солдаты лопатами грузили в мешки и ящики обломки древних предметов. Стараниями реставраторов из многих тысяч раздавленных, обугленных, покрытых сажей и копотью фрагментов различных древних предметов, часть из которых была завернута в старые полуистлевшие немецкие газеты и плакаты, было восстановлено около шестисот целостных произведений. На выставке показывают 300 самых ценных и значимых экспонатов.

На первый взгляд экспозиция представляет собой хаос носов, голов и рук. Полное ощущение, что фрагменты и огрызки бывших шедевров представлены в том же виде, в котором когда-то были выкопаны из земли. Требуется определенное время и упорное внимание чтобы, во-первых, оценить труд реставраторов, а во-вторых, осознать, что в небольшом зале представлена практически вся география античного искусства. Коптские резные кости, в которых чуть ли не до IX в. можно обнаружить античные и языческие сюжеты; глиняные статуэтки, сохранившие следы полихромной окраски, которую не передают даже самые удачные копии; знаменитые этрусские медузы*, показывающие язык; оживленно жестикулирующие южноитальянские плакальщицы и, наконец, знаменитые греческие сосуды.

Многие экспонаты действительно уникальны. Например, фрагменты треногих жертвенных котлов из Олимпии – одного из самых популярных святилищ Древней Греции. Раскопки в Олимпии (1875-1881 гг.) были одними из первых научных в Европе. Тогда греческое правительство впервые стало запрещать вывоз вещей из страны. Все, что было найдено в Олимпии, осталось на месте, в специально построенном по проекту Ф. Адлера музее – одном из первых в Греции. Экспонаты, оказавшиеся в Москве, в свое время попали в Берлин как "дубликаты". Из Олимпии происходят и замечательные терракотовые идолы – с распахнутыми руками, запрокинутыми кверху головами – словно слетающие с небес на землю, чтобы одухотворить своим присутствием человеческий мир.

Для того чтобы по достоинству оценить эту археологическую выставку, требуется определенное воображение. Далеко не все фрагменты собраны в единое законченное произведение. Но даже витрина, заполненная киприотскими головами, производит неизгладимое впечатление. Особенно если вам еще не довелось побывать в сокровищницах Лувра и Британского музея.

Выставка продлится до октября.

* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента

Выбор читателей