Медиартисты докатились до Москвы

В московском Государственном Центре современного искусства открылась весьма познавательная и уникальная по своему составу выставка "30 лет голландского видеоарта"


Фото: ng.ru



Если в России видеоарт и поныне считается чуть ли не самым актуальным видом искусства, способным к неожиданным экспериментам, то в цивилизованной старушке-Европе он давно уже стал классикой. Видеоинсталляции не только украшают экспозиции многих крупных музеев современного искусства, но и кучкуются в специально отведенных для них местах. Одна из таких организаций - Нидерландский Институт Медиаискусств в Монтевидео ("Montevideo/Time Based Arts"), существует уже более четверти века, а самый древний экспонат, представленный в его коллекции, недавно отметил свой тридцатилетний юбилей. По этому случаю Институт решил устроить передвижную образцово-показательную экспозицию. Впервые выставка была показана в Амстердаме в феврале 2003 г. и имела большой успех. В России она прошла в городах, где успешно функционируют филиалы ГЦСИ, пропагандирующие медиаарт (Нижний Новгород, Новосибирск, Красноярск и Санкт-Петербург), а напоследок докатилась и до Москвы.

В проекте задействовано около сорока работ как известных видеоартистов (Марина Абрамович, Петер Богерс, Нан Хувер, Берт Шутер и другие), так и молодых видеохудожников, успевших заявить о себе на международной арт-сцене. Кураторы выставки заявляют: "В настоящее время видеоискусство приобретает характер особого художественного мировоззрения, который предлагает новую картину мира, созданную посредством новейших технологий, вводящую особую систему выразительных образов. Таким образом, видеоартист пытается найти свое место в окружающей художественной реальности, включающей изобразительное искусство, архитектуру и кинематограф. Самореализация художника, пытающегося найти наиболее адекватный выход собственному мировоззрению через видеотехнологии, привносит особый колорит и двойное значение изображению. И именно здесь актуальным является момент культурного и идеологического обмена между различными национальными и социальными аспектами не только в визуальном формате, но и в историческом культурном контексте".

Не исключено, что в данном случае именно наличие исторического контекста является основной доминантой кураторского замысла, ибо с визуальным форматом организаторы явно не совладали. Толпы поклонников голландского видеоарта, рассчитывающих на залы, уставленные мониторами, ждет глубокое разочарование. По замыслу хитроумных голландцев, отдельно (и, соответственно, доступно для всех желающих) в экспозиции представлены только четыре самых больших видеоинсталляции. Все остальное надежно укрыто в недрах специально обустроенного компьютера под названием video-jukebox (или, по нашему, "видео-автомат") и будет работать по принципу старинного музыкального автомата – зритель сам может выбрать, что ему смотреть.

В целом, надо признать, кураторы подошли к вопросу творчески. Во-первых, такая экспозиция сразу получает модный статус интерактивной выставки, а во-вторых, позволяет организаторам сэкономить весьма кругленькую сумму на амортизации хрупкой и дорогостоящей аппаратуры. Вот только непонятно, что делать, если на выставку одновременно придут два, а то и три зрителя с несколько разными вкусами? Хорошо, если интеллигентные поклонники видеоарта согласятся смиренно стоять в очереди, а не устроят бурный диспут, плавно переходящий в кровавую битву за право распоряжаться главной кнопкой в экспозиции. Впрочем, приемлемый выход есть даже у закоренелых пацифистов - в рамках проекта 24 и 26 мая для всех желающих будут демонстрироваться фильмы из коллекции Нидерландского института Медиаискусств "Montevideo" 1970-80 годов.

Выбор читателей