Каждая миля в Орегоне стоит денег

Власти штата Орегон начали смелый эксперимент: автовладельцы будут платить налог не из учета приобретенного бензина, а за расстояние, которое проехал их автомобиль. А в Литве 18 главных дорог стали платными




Колумб открыл Америку, а конвейер и "Форд" помогли ее сделать такой, какая она сейчас есть. Больше машин – богаче страна, поскольку каждый автомобиль регулярно приносит государству доход в виде дорожного налога. Строительство дорог в США финансируется за счет налогов, взимаемых с водителей при заправке.

Впервые подобная система финансирования дорожного строительства была применена в Соединенных Штатах еще в 1919 г. в штате Орегон. Дело в том, что с каждых 4 л бензина, проданных на американской бензоколонке, федеральный дорожный фонд получает 2,5 цента. Аналогичные - местные - налоги на бензин имеют и штаты США. Именно за счет местных налогов строятся автодороги в каждом штате. В том же Орегоне галлон (3.78 л) бензина приносит казне $0,24.

Только вот в последнее время собираемость дорожных налогов в США упала. Нет, американцы от них не уходят, они просто в массовом порядке пересели на так называемые экономичные автомобили, именуемые у нас "малолитражками". Меньше бензина – меньше налогов.

Непорядок, решили в штате Орегон, дорожный фонд которого на 40% состоит из "бензинового налога". И тенденции – рост цен на нефть – не позволяют надеяться на лучшее. Власти штата нашли выход из положения и начали смелый эксперимент: автовладельцы будут платить налог не из учета приобретенного бензина, а за расстояние, которое проехал их автомобиль.

Уже в сентябре 20 автомобилей будут оснащены специальными приборами – одометрами, а на АЗС эта информация будет автоматически считываться компьютером. Осенью владельцы экспериментальных машин будут платить за каждую милю по 1,2 цента. Более того, налог будет гибким: если автомобиль будет проезжать по традиционно переполненным магистралям, да еще в час "пик", то налог больше.

Впрочем, помимо одометров, машины будут снабжены системами глобального позиционирования GPS. Стоит автомобилю пересечь границу штата – и нет "помильного налога".

В общем, каждая страна выкручивается по-своему. Например, с начала июня 18 главных дорог Литвы стали платными для проезда коммерческого транспорта. Всякий въезжающий на территорию этой балтийской республики водитель автобуса, микроавтобуса или грузовика должен заплатить за один день пользования местными автомагистралями 20 литов ($7,2). Само собой, при покупке разрешения на неделю, месяц и более – скидка.

Выбор читателей