Найден способ различать пол тираннозавров

Ученым впервые удалось определить пол доисторического чудовища. Выяснилось, что скелет, из которого предполагается взять ДНК для клонирования, принадлежит самке

Палеонтологи давно изучают динозавров, но их работу часто затрудняет трудность установления пола вымерших рептилий. Если в момент смерти она не вынашивала очередную порцию яиц, то отличить ее от самца по ископаемым костям невозможно. Но ученые из Университета Северной Каролины, кажется, нашли способ разгадать эту загадку.

Объектом их работы были останки легендарного тираннозавра, найденные в штате Монтана в 2003 году. Кости не уникальны - науке известны останки уже многих представителей этого вида, - но до сих пор не удавалось определить пол древних чудовищ. Команде ученых под руководством Мэри Швейцер впервые удалось это сделать - их статья вышла в сегодняшнем журнале Science. В костном мозге Ти-рекса они обнаружили слой, богатый кальцием, который у яйцекладущих скапливается в период размножения. Таким образом надо полагать, что это самка.

Открытие американцев в принципе применимо и к другим видам динозавров, но, к сожалению, поможет определить пол лишь меньшей их части. Дело в том, что через некоторое время после окончания кладки яиц кальциевый слой рассасывается. Так что его отсутствие еще не значит, что перед вами самец: с тем же успехом это может быть "динозавриха", умершая в старости или просто не в сезон размножения.

Однако ученые радуются даже небольшому продвижению в столь сложном вопросе. "Люди пытаются разгадать загадку пола динозавров с 1920-х гг., и просто удивительно, как мало мы до сих пор знаем, - рассказывает Ханс Сьюз, исследователь Национального музея естественной истории. - "Это не люди, у которых все ясно по форме таза. У динозавров нет ни одного точного признака".

Кстати говоря, сам скелет, найденный в Монтане, стал большой знаменитостью в научном мире, хотя он не самый большой и не самый целый. В марте команда Мэри Швейцер, представила коллегам мягкую ткань динозавра, не разложившуюся за 67 млн лет. Генетики очень надеются, что из этой ткани удастся извлечь ДНК - тогда шеститонных доисторических монстров можно будет воссоздать вживую, в точности как в знаменитом "Парке Юрского периода".