Придорожные гостиницы растут не только вдоль, но и вширь

Все больше россиян предпочитают путешествовать по стране на автомобилях, поэтому все большим спросом пользуются гостиничные комплексы, предлагающие комфортабельные номера и дополнительные услуги




В России неуклонно растет количество частных автомобилей, и параллельно ежегодно увеличивается число людей, предпочитающих бороздить просторы необъятной родины на собственном средстве передвижения. В итоге все более оживленными делаются дорожные трассы: они обрастают бензоколонками, магазинчиками, кафе и ресторанами. Так что перекусить и запастись провизией в пути сегодня можно практически без проблем, по крайней мере, на основных магистралях. А вот найти пристанище на ночь, к сожалению, не всегда так же легко. Ситуация с придорожными гостиницами в нашей стране на сегодняшний день аналогична положению дел с городскими отелями туристического уровня – их катастрофически не хватает. По данным государственной службы статистики, в 2004 г. в России насчитывалось всего 53 мотеля: в Центральном округе – 48% , в Южном – 24%, в Сибирском –12% и столько же в Северо-Западном. Еще 4% расположились на территории других регионов. Эксперты считают эти цифры сильно заниженными – по их мнению, реальное число придорожных гостиниц доходит до 3000, просто большинство из них официально не зарегистрированы. И все равно – для такой огромной страны, как наша, это капля в море.

Первый мотель появился 12 декабря 1925 г. в США. Тогда в калифорнийском городке Сан-Луис-Обиспо открылась гостиница, стилизованна под старинную испанскую католическую миссию: белые стены, красная черепичная крыша, мавританские резные оконца. От традиционных собратьев ее отличала одна особенность: гости имели возможность подъезжать прямо к дверям своих одноэтажных бунгало или к примыкающему к бунгало гаражу. И еще – вместо привычного "Hotel" над новой гостиницей красовалась вывеска "Mo-Tel". Особую популярность подобные заведения приобрели в середине века. В Старом Свете придорожные гостиницы оказались менее востребованными – расстояния там поменьше, и всегда можно расположится на ночлег в каком-нибудь небольшом городишке. В России первые немногочисленные мотели появились еще во времена СССР, в них останавливались преимущественно иностранцы. В годы перестройки придорожные гостиницы стали пользоваться спросом у водителей-дальнобойщиков, затем к ним присоединились и местные туристы. Число гостевых комплексов вдоль дорог стало постепенно увеличиваться.

Но пока придорожный гостиничный бизнес в нашей стране только развивается. Как уже было отмечено, рынок на данный момент еще полулегален. В основной своей массе это заведения очень низкого качества, стоящие вдоль трасс. Номера в таких мотелях и гостиницах зачастую лишены элементарных удобств, таких как ванная комната, телевизор, телефон. А о безопасности для водителей, их спутников и автомобилей не стоит и говорить. Хотя уже появляются вдоль главных трасс гостиничные комплексы, сравнимые по своему уровню с приличными городскими гостиницами и загородными пансионатами. От обычных мотелей они отличаются, в первую очередь, качеством размещения и количеством сопутствующих услуг. "Очень простая идея западного мотеля (недорогая придорожная гостиница, имеющая только комнаты, где можно переночевать, и может быть, небольшой ресторанчик, в котором можно перекусить Yтром) хороша для США, где люди предпочитают большие расстояния даже внутри страны преодолевать на самолетах или поездах, – говорит исполнительный директор компании Douglas Consulting Филипп Генс. – Россия тоже страна большая, но здесь чаще путешествуют на автомобилях, и спросом пользуются комплексы, предлагающие комфортабельные номера и дополнительные услуги, такие как обеспечение безопасности для водителя, его спутников и автомобиля, сауны, комнаты отдыха".

"Yтро": А есть ли подобные комплексы в других странах, или это чисто российское изобретение?

Филипп Генс: Есть сети придорожных гостиниц, например, "Формула-1". Но это, скорее, все-таки сеть обычных придорожных и привокзальных гостиниц, хотя и хороших, уровня примерно 3*, но предлагающих какие-либо дополнительные сервисы в очень ограниченных объемах. А полноценных загородных комплексов в каждом отеле, с настолько высоким количеством услуг, которые пользуются спросом в России и влияют на выбор гостиницы, наверное, нет.

"Y": Насколько востребован этот формат на сегодняшний день, каковы перспективы его развития?

Ф.Г.: Перспективы развития очень хорошие, спрос на эту услугу будет расти. Наличие же качественных гостиничных комплексов вдоль основных трасс будет, в свою очередь, стимулировать туризм. Пока что отели, предоставляющие своим клиентам уровень обслуживания хотя бы 2-3*, можно пересчитать по пальцам одной руки. А стоит отъехать от Москвы на 200-300 км, и найти хорошую придорожную гостиницу становится вообще крайне затруднительно. В стране нет ни одной сети таких средств размещения путешественников. Между тем реальный спрос на качественный придорожный сервис достаточно высок. Проехать 1000 км за день довольно тяжело, найдется немало путешественников, которые хотели бы сделать остановку, чтобы отдохнуть и перекусить в комфортных условиях. Многие люди предпочли бы останавливаться в отелях с единым, гарантированно высоким, уровнем сервиса и стандартами обслуживания, заранее планируя свой маршрут и бронируя места. Пока что турист, путешествующий, скажем, по Золотому кольцу, сделать этого не может. К тому же у сетей в отличие от единичных гостиниц больше средств и возможностей как заниматься продвижением своего продукта, так и предлагать дополнительные услуги, недоступные полулегальным мотелям, например сетевое бронирование, предложения через туристические агентства. Так что, на мой взгляд, именно за таким форматом будущее данного рынка.

Выбор читателей