Украинские власти такие загадочные и непредсказуемые...

Темпы роста украинской экономики резко упали, а инфляция ускорилась. Главную причину осложнения экономической ситуации западные эксперты видят в неумелой и авантюристической политике новых властей




В нынешнем году темпы роста украинской экономики резко упали. За первые 5 месяцев прирост ВВП в сопоставлении с аналогичным периодом прошлого года составил всего 4,7% (а если сравнивать показатели за май – и вовсе 3,6%), тогда как в январе-мае 2004 г. прирост был равен 11,3%, а по итогам всего года – 12,1%. Между тем не далее как в марте с.г. с подачи правительства официальный прогноз роста ВВП в текущем году был увеличен с 6,5% до 8,2%, или до 436 млрд гривен ($87 миллиардов). Теперь, похоже, придется корректировать данный прогноз в обратную сторону. Министр экономики Украины Сергей Терехин такую возможность не исключает, осторожно называя достижение прежних прогнозных показателей "достаточно напряженным".

Торможение экономического роста частично связано с ухудшением конъюнктуры на мировых рынках черных металлов и химической продукции – основных товаров украинского экспорта. Однако главную причину осложнения экономической ситуации западные эксперты видят в неумелой и авантюристической политике новых властей. Комментарии в западной прессе по этому поводу становятся все более критическими. "Хвалебные гимны революционерам имеют свои пределы, – пишет, например, германская Die Welt. – Экономический климат на Украине стал заметно прохладнее. Топтание украинского правительства на месте, постоянные споры между президентом Виктором Ющенко и премьер-министром Юлией Тимошенко парализуют экономику". Швейцарская Neue Zurcher Zeitung также отмечает, что "продолжающиеся раздоры среди украинской политической элиты отрицательно отразились на важнейших экономических индикаторах", а пертурбации с пересмотром итогов приватизации "отрезвили иностранных инвесторов, которые после смены режима находились в эйфории". Так что, когда на открытии проведенного недавно в Киеве "круглого стола" Мирового экономического форума (украинский "мини-Давос") Ющенко заявил, что "Украина предлагает инвесторам уникальные возможности", участники форума "восприняли эту саморекламу с неизбежной дозой скепсиса". По мнению газеты, падение темпов экономического роста – "это маленькая катастрофа для предводителей "оранжевой" революции, которые проповедовали динамику, право и рынок". По прогнозам международных аналитиков, даже при наиболее благоприятном развитии событий в последующие месяцы прирост ВВП Украины за 2005 г. не превысит 6,5%, то есть тот уровень, который был определен первоначальным вариантом бюджета.

Впрочем, есть, оказывается, простой способ превратить "маленькую катастрофу" в большое достижение. Для этого достаточно пересчитать ВВП за 2004 год. Служба безопасности Украины неожиданно выявила факты завышения в прошлом году данных об экспортных ценах с целью незаконного возмещения НДС. В итоге, согласно расследованию украинских чекистов, к действительным объемам экспорта были приписаны фиктивные 30 млрд гривен. Министр экономики Терехин уже заявил, что после изучения этой проблемы Госкомстатом показатель прироста ВВП в 2004 г. может быть снижен более чем в два раза. Уменьшение исходной базы для расчета текущего значения данного показателя повлечет, соответственно, его резкое увеличение. В общем, официальная статистика вполне может превратить замедление экономического роста в мощное ускорение. Однако едва ли это убедит "протрезвевших" инвесторов. Их действительно не на шутку встревожили практикуемые новыми властями изменения на ходу правил ведения бизнеса, в том числе налоговых, попытки административного регулирования цен и угрозы реприватизации. Неразбериха и непредсказуемость при явной тяге к административным, а не рыночным методам управления стали фирменным знаком революционного украинского правительства.

Иностранные инвесторы жалуются, в частности, на неожиданную отмену налоговых льгот: мартовский закон о внесении изменений в госбюджет на 2005 г. ликвидировал льготы для специальных/свободных экономических зон (СЭЗ) и территорий приоритетного развития (ТПР). Теперь инвесторы грозят Украине многомиллионными судебными исками. Бизнесменов, пришедших со своими проектами в СЭЗ и ТПР, можно понять: они подписывали соглашения с государством о предоставлении им на 3-5 лет налоговых и таможенных льгот в обмен на выполнение инвестиционной программы, а теперь государство расторгло все эти соглашения в одностороннем порядке и без предупреждения. Ситуацию еще можно поправить (сразу два соответствующих законопроекта находится на рассмотрении Верховной Рады), но неприятный осадок все равно останется.

Не лучше выглядит положение и с реприватизационными планами. Подписание 16 июня председателем Рады Владимиром Литвиным и премьер-министром Юлией Тимошенко в присутствии Ющенко Меморандума "О гарантиях прав собственников на Украине", по сути, ничего не изменило и не прояснило. Вряд ли инвесторы удовлетворятся заявлением Ющенко о том, что отныне все связанные с приватизацией процессы на Украине будут решаться исключительно в правовом поле. По ряду оценок, начиная с апреля приток прямых иностранных инвестиций на Украину практически остановился.

Между тем, помимо снижения экономической активности украинские власти подстерегает и другая напасть – инфляция. Ее официальный прогноз на 2005 г. – 9,8%, тогда как, несмотря на административное сдерживание цен, за первые 5 месяцев они уже выросли на 5,7%. В прошлом году инфляция составила 12,3%, однако разогналась в основном в последнем квартале ввиду революционных событий (в одном только декабре цены поднялись на 2,4%). Один из главных инфляционных факторов в текущем году – резкое увеличение зарплат бюджетникам, пенсий, пособий и прочих социальных выплат. По данным Государственного казначейства Украины, за январь-май доходы общего фонда государственного бюджета составили 30,7 млрд гривен, или 107,1% от запланированных на этот период. Это преподносится властями как огромный успех. Фишка в том, что основной объем бюджетных поступлений намечен на второе полугодие: 107,1% плана 5 месяцев по доходам общего фонда госбюджета – это 38% годового задания. А по бюджету в целом к 1 июня получено всего 34,9% намеченных на этот год доходов. Правительство рассчитывало на прибавку бюджетных доходов во втором полугодии за счет поступлений от приватизации/реприватизации и ускорения экономического роста. Однако этим надеждам, по-видимому, не суждено сбыться. В частности, учитывая нынешнюю настороженность иностранных инвесторов, неоправданными представляются приватизационные ожидания. Что касается реприватизации, то сложность правовых процедур не позволяет форсировать этот процесс так, как того хотелось бы Тимошенко. В лучшем случае удастся, да и то при условии пренебрежения формальностями, провести к концу года новый конкурс по "Криворожстали".

Нынешнее выполнение бюджета в значительной мере связано с активным размещением украинским Минфином облигаций внутреннего государственного займа – с января по май их было продано на сумму 6,4 млрд гривен. Это почти 17% всех доходов за этот период и 72% годового лимита. Дальнейшее наращивание таких заимствований чревато дестабилизацией финансовой ситуации в случае оттока спекулятивного капитала нерезидентов при тех или иных политических пертурбациях. По мере приближения парламентских выборов и реализации конституционной реформы это отнюдь не исключено: страна по-прежнему расколота на "Юкраину" и "Якраину", а разногласия в стане самих "оранжевых" революционеров только нарастают.

Правительственный прогноз инфляции все еще дышит оптимизмом – точь-в-точь как в России: в июле-августе рост цен остановится (не исключена даже дефляция), а инфляционный разгон в последние месяцы года не будет значительным. В результате годовая инфляция окажется на запланированном уровне. Вполне возможно, что так оно на Украине и будет – все-таки украинские 5,7% за пять месяцев – это не российские 7,3%. В то же время многие эксперты настроены довольно мрачно. Согласно их оценкам, по итогам года инфляция на Украине может превысить 12%. В начале июня в Киев приезжала миссия МВФ. Ее прогноз: может быть и 15%, если не предпринять срочных мер.

К перечню неприятностей, навалившихся на "оранжевых" революционеров, следует добавить и обострение газовых отношений с Россией и Туркменией. На всем этом фоне провисают многие внешнеполитические и экономические планы украинского руководства. Речь не о мифическом вступлении в ЕС, а о том, что считалось делом почти решенным, например, о получении Украиной вожделенного статуса страны с рыночной экономикой. Омрачаются и перспективы присоединения до конца текущего года к ВТО. Так, Верховная Рада отказалась рассматривать в приоритетном порядке 5 необходимых для этого законопроектов, поступивших из администрации президента. И, по всей видимости, до начинающихся 8 июля парламентских каникул эти документы приняты не будут. А Запад не собирается переводить свою вербальную поддержку "молодой демократии" в конкретные финансово-экономические авансы, не убедившись, что они окупятся. Что же касается России, то, как пишут киевские газеты, не надо удивляться, что она бьет Украину по тому месту, которым та к ней повернулась.

Выбор читателей