Россия ставит заслон "заказным революциям"

Каждое из государств ШОС может предложить свои методы борьбы с некорректным внешним вмешательством. Российские эксперты утверждают, что Россия единственная может противостоять "экспорту заказных революций"




В преддверии казахстанского саммита Шанхайской организации сотрудничества к постоянным членам ШОС - России, Китаю, Киргизии, Таджикистану, Казахстану и Узбекистану - изъявили желание присоединиться страны-наблюдатели: Индия, Пакистан, Иран и Монголия. Их интерес понятен - эти государства уже столкнулись с "цветными революциями" у соседей, а некоторым угрожают собственные мятежи. Часть из них - военные союзники в рамках Договора о коллективной безопасности. Оставаться в стороне от общей проблемы они не хотят. Внимание всех участников встречи приковано к главным действующим лицам - Китаю и России, единственным центрам силы, способным что-то противопоставить как самому "экспорту заказных революций", так и их непосредственным заказчикам. Но главное, что интересует всех высоких гостей Астаны - это каким образом отрегулировать систему интеграции государств региона, которая позволила бы обеспечить и общую безопасность, и общую стабильность.

"Обратите внимание, с каким упорством сегодня НАТО продвигается на территорию Закавказья, с каким упорством стремится попасть и усилить свое присутствие в Центральной Азии. И после этого многие вещи станут понятны: почему они так заинтересованно пытаются повлиять на процессы, происходящие в нашем регионе, и опираются на всю ту трагедию, которая случилась в Андижане", - заявил незадолго до саммита президент Узбекистана. Среди участников ШОС есть понимание, что все так называемые революции носят "заказной характер" и являются частью нечистоплотной геополитической игры. В мире есть силы, - отчетливо осознают в ШОС, - которые считают, что в геополитке все средства хороши. "На этот раз сценаристы и режиссеры всего этого опирались или использовали те религиозные, экстремистские, радикальные силы, которые когда-то в общем-то этими же режиссерами и сценаристами назывались как террористы и как экстремисты, с которыми так успешно боролись в Афганистане" - подчеркивает Ислам Каримов.

А о последствиях таких "революций" их заказчики и исполнители не задумываются. Нурсултан Назарбаев, президент Казахстана, прямо говорит об этом: "Если понаблюдать за этими "цветочными" революциями, мы больше наблюдаем то, что пришедшие к власти пытаются снова перераспределить экономику, переприватизировать и себе прихватить. Если так будет продолжаться, никакой заботы о народе, его благосостоянии, не светит даже в будущем. Пусть они не обижаются".

Каждое государство-участник саммита должно внести свой посильный вклад в борьбу с этим злом, поскольку в дестабилизации ситуации в ШОС не заинтересован никто.

Российские эксперты обозначают широкий круг проблем и возможных ответных мер от военного и политического, до экономического и культурного сотрудничества. Так директор Института военно-политического анализа А.Шаравин прямо говорит о том, что вероятность "экспортной революции" можно достаточно точно предсказать, ориентируясь на внутренне состояние той или иной страны: "Мы, конечно, не должны недооценивать внешнего влияния, но главная причина внутри этих государств. Покойный Гейдар Алиев был мудрым политиком, и он говорил, что ни деньги, ни оппозиционные кланы сами по себе не могут вывести людей на улицы, только голод и нищета вместе с безразличием или безволием властей способны к этому привести. Смотрите, как обстоят дела в стране - и будет ясно, чего нужно ждать". С точки зрения А.Шаравина, очень тревожная ситуация складывается в Таджикистане и Узбекистане, а если заглянуть вперед, то очевидно неизбежными окажутся волнения в Туркмении, когда уйдет Туркменбаши. Таким образом, если не изучать ситуацию сегодня, то завтра анализировать придется потери и последствия трагедий, которые окажутся неизбежными, считает эксперт.

С российской стороны, как считает А. Шаравин, может потребоваться и усиление военного присутствия в регионе, возможно, придется терпеть и наращивание аналогичного военного присутствия там США и сил НАТО.

Главным "лекарством" А. Шаравин считает все же применение "мягкой силы", укрепление не просто межгосударственных связей, а связей между людьми и народами: "Нельзя безоглядно поддерживать только руководителей, чтобы не связывать себя в глазах людей с несимпатичными фамилиями и режимами. Мы имеем право и должны вести себя солидно, опираясь на народы. Народы, которые сотни лет жили вместе, и наша задача - эту дружбу сохранить вне зависимости от отношений с президентами. А как это делать в каждом конкретном случае - зависит от каждого конкретного случая. Необходимо учреждение неправительственных организаций, а также государственных и негосударственных аналитических центров, нехватка которых так остро ощущается сейчас".

Известный российский политтехнолог Марат Гельман рассматривает ситуацию государств региона, исходя из возможностей имеющегося у них выбора. Говоря о странах региона, и особенно а бывших республиках СССР, М.Гельман отмечает, что у этих стран есть три вероятных вектора строительства стратегического партнерства - Китай, Россия и Америка: "Российский вектор наиболее понятен, привычен, а главное - из всех трех он наиболее привлекателен, потому что он наиболее дружественный. Множество связей, причем на уровне политическом и личном, в самой России есть еще, хотя уже не имперские, фантомы бывшего СССР, отношение к жителям этих стран - почти равно отношению к нашим соотечественникам. Этим нельзя было бы не воспользоваться".

Его слова подтверждает председатель ЦИК Киргизии Тайгунаалы Абдраимов: "Есть такое хорошее выражение: все мы родом из детства. Я говорю: все мы родом из Советского Союза", - говорит киргизский политик.

Что касается практических форм интеграции, М.Гельман выделяет как наиболее "радикальные", такие, как введение на бывшем советском пространстве единой валюты, хотя и подчеркивает, что это уже предельная экономическая форма интеграции. На первое время, соответственно, было бы разумно привести в порядок традиционную для этих стран форму экономической интеграции с Россией - экспорт рабочей силы, однако налаженный и организованный цивилизованным путем. В политическом контексте М.Гельман видит необходимость создания некоего нового межгосударственного образования, которое должно прийти на смену СНГ, потому что даже формально СНГ перестало существовать после ряда шагов Украины.

Каждое из государств ШОС может предложить свои методы и формы борьбы с некорректным внешним вмешательством. Российские эксперты подтверждают, что наша страна обладает немалыми возможностями на этом поле, и может воплотить их в жизнь.

Выбор читателей