Дойдя до ВТО, Россия покажет Европе "кузькину мать"

Что сделает Россия, вступив в ВТО? Начнет наконец-то анализировать возможные последствия сделанного шага? Нет. Объявит день вступления национальным праздником? Тоже нет. Она затеет судебную тяжбу с Европейским союзом




Итак, Россия на финишной прямой в ВТО. В переговорный процесс вступили тяжеловесы – недавно в Женеве побывал Герман Греф. Как раз вовремя: скоро у ВТОшников начнется сезон отпусков, а затем – подготовка к декабрьской глобальной конференции в Гонконге. Поскольку именно на ней Россия надеется быть принятой в эту организацию, то сейчас – буквально последний момент, когда можно подтолкнуть переговоры. Если их не удастся завершить до декабря, то они могут подвиснуть еще года на три, поскольку изменятся "правила игры".

Пока даже сами переговорщики зачастую не могут сказать, сколько двусторонних протоколов осталось подписать России со своими оппонентами. Но в целом дело движется: уже в июне договорились с такими важными партнерами, как Мексика, Норвегия и Япония. В сентябре обещают "уломать" Канаду. Ходят даже слухи о том, что на юбилейной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре будет подписан протокол с США. Дескать, на высоком уровне это уже вопрос решенный. Это стало бы крупнейшим достижением российских переговорщиков с момента подписания соглашения с ЕС год назад, а возможно, и самым важным во всей истории наших переговоров по ВТО. Ведь на позицию США ориентируется большинство оставшихся оппонентов, так что если Россия договорится с Вашингтоном, то дальше у нее все пойдет как по маслу.

Впрочем, на российско-американских переговорах остается несколько вопросов, за скорое решение которых не ручается даже Греф. Это пресловутые цены на российский газ, сильно различающиеся для внутренних и зарубежных потребителей, тарифы на импорт авиатехники в РФ, которые ВТОшники мечтают ликвидировать как класс (вместе со всей нашей авиационной промышленностью) и возможность иностранным кредитным и страховым учреждениям открывать в РФ филиалы (Россия настаивает на том, чтобы они создавали у нас свои "дочки", как более стабильную форму присутствия на рынке). Еще остается наше многострадальное сельское хозяйство, которому злостные ВТОшники хотят ограничить государственное субсидирование его нынешним уровнем, в несколько раз меньшим, чем уровень 1991 года. Однако данной проблемой США интересуются в меньшей степени, здесь главными оппонентами выступают Канада и Австралия. И есть шанс, что они уступят, если Россия подпишет протокол с США.

Существует еще и такая "скрытая угроза", как процесс вступления в ВТО Украины. Многие эксперты полагают, что она может опередить Россию на этом пути и тут же выкатить ей приличный список претензий (вспомнив старые счеты: сахар, газ, трубы и т.п.). Некоторые не исключают даже, что Украина вообще заблокирует вступление России. Однако пока украинская угроза отошла на второй план, поскольку самостийная заблокировала сама себя: недавно Верховная Рада отклонила пакет законопроектов, отражающих условия ее вступления.

В общем, сюжет многолетнего сериала "Дорога в ВТО" продолжает закручиваться. И когда наступит развязка, по-прежнему не ясно. Эксперты делают осторожные прогнозы, упирая на то, что переговоры по оставшимся вопросам идут тяжело. Однако никто не исключает, что они таки завершатся в этом году. А уж тогда...

Что сделает Россия перво-наперво, вступив в ВТО? Начнет наконец-то анализировать возможные последствия сделанного шага? Нет. Объявит день вступления национальным праздником? Тоже нет. Она затеет судебную тяжбу с Европейским союзом: ну достал уже антидемпинг! Больше 10 лет с ним боремся, доказываем, что цены у нас рыночные, а они не верят. Вроде, и страной с рыночной экономикой Россию уже признали, а процедуры продолжаются, и по-прежнему дискриминационные, как уверяют российские эксперты. Но со вступлением в ВТО такие возможности открываются... Можно подавать иски в Европейский суд в Люксембурге, требуя прекратить дискриминацию российских товаров. Сейчас многие наши торговые партнеры "балуются" антидемпингом. Но директор департамента торговых переговоров МЭРТ Максим Медведков уже предупредил европейцев, что они будут первыми в числе ответчиков. Еще бы: 15 лет не прекращают антидемпинговых процедур в отношении российских удобрений! А все почему? Да опять же из-за газа, который является главным сырьем для производства азотных удобрений: для наших нефтехимических предприятий он обходится в 5 раз дешевле, чем для европейских. Конечно, наши удобрения оказываются куда более конкурентоспособными, и их в ЕС облагают такими пошлинами, что экспорт теряет смысл. Но ведь тут ничего не поделаешь, доказывают российские переговорщики: дешевый газ – наше естественное конкурентное преимущество! Поэтому с антидемпинговыми мерами мы несогласные и будем бороться.

Вот только дорогое это удовольствие – судиться по правилам ВТО. И к тому же долгое. Сам Медведков признает, что рассмотрения иска "нужно ждать не меньше 1-1,5 лет, и это обойдется не меньше чем в 300 тыс. евро". Но, по его мнению, это оправданные затраты, ведь нынешние антидемпинговые меры ЕС наносят куда больший ущерб нашим производителям. Под ограничения подпадает 2% российского экспорта в ЕС, или 6%, если не считать энергоносители. То есть, поставки на сумму $2 млрд в год. Другое дело, что процесс-то мы можем и не выиграть. Но об этом никто не говорит...

Вообще, европейцы еще пожалеют о том, что согласились принять нас в ВТО. Помимо тяжб, Медведков пообещал им наш, российский антидемпинг. Представитель МЭРТ предрекает: "Антидемпинг будет активнее использоваться в мировой торговле, в том числе и Россией. Я полагаю, что Россия будет намного более активно использовать антидемпинговые меры после того, как присоединится к ВТО". Оно и понятно: мы облегчим доступ иностранных товаров на наши рынки, и это потребует принятия мер для "выравнивания конкуренции". То есть, если сейчас наш автопром, к примеру, защищают высокими импортными пошлинами на иномарки, то после вступления в ВТО ничего не изменится: просто эти пошлины назовут антидемпинговыми. Правда, с таким подходом к проблеме (если рассматривать антидемпинг как средство защиты не от недобросовестной конкуренции зарубежных поставщиков, а от их конкуренции вообще), не миновать России встречных исков со стороны того же ЕС... Так что еще неизвестно, кто получит больше проблем от вступления России в ВТО: наши промышленники, которым придется столкнуться с более жесткой иностранной конкуренцией, или наши торговые партнеры, которые будут то и дело "тягаться" с Россией в международных судебных инстанциях. Как бы они в последний момент не передумали принимать Россию в свою организацию!

Впрочем, на эту проблему надо смотреть немного философски, как это делает, например, один из крупнейших мировых специалистов в области экономики, главный архитектор "польского чуда" Гжегож Колодко. "Во вступлении в ВТО для России есть как плюсы, так и минусы – и требуется долгосрочный анализ последствий такого шага, – полагает он. – Для некоторых отраслей первые годы после вступления в ВТО могут быть очень тяжелыми. Однако в перспективе российским производителям будет легче получить доступ на международный рынок. Я бы сказал, что важен не только итог – статус члена ВТО, но и сам процесс интеграции в эту организацию. Он работает как катализатор, ускоряющий экономические реформы и реформы рыночных институтов". В общем, даже если не вступим, польза будет.

Выбор читателей