"Друзья" оставят Россию без денег и без технологий

Практически все совместные проекты России с западными партнерами в области авиации для нашей страны заканчиваются потерей денег и времени и утечкой технологий




Практически все совместные проекты России с западными партнерами в области авиации для нашей страны заканчиваются ничем. За примерами ходить далеко не придется. Почти 10 лет реализовывается проект многоцелевого вертолета Ми-38, который должен заменить устаревшие Ми-6 и Ми-10. Программа осуществлялась в рамках ЗАО "Евромиль", созданного в 1994 году. В него вошли Московский вертолетный завод им. Миля, ОАО "Казанский вертолетный завод" и франко-германский концерн Eurocopter, имевший в уставном капитале совместного предприятия 33% акций. Однако в 2003 г. Eurocopter вышел из ЗАО "Евромиль" под тем предлогом, что его перестал устраивать размер имеющегося пакета акций. Что же касается самого нового вертолета, то за 10 лет был построен только опытный образец, который поднялся в небо в ноябре 2004 года. По оценкам экспертов, общая стоимость программы создания Ми-38 составляет $700-800 млн, из которых вложено более $200 млн, причем в основном российской стороной.

Ничем закончилось и сотрудничество Пермского моторного завода (ПМЗ) с американской компанией Pratt&Witney. До сих пор нет (хотя уже прошло более 11 лет) модификации российского двигателя ПС-90А и перспективного ПС-90А2 для новых отечественных гражданских самолетов. Генеральный конструктор НПО "Сатурн" Михаил Кузьменко, ранее работавший на ПМЗ, в одном из своих интервью не сдержался и в сердцах заявил: "На кой черт нужен им этот ПС-90А2? Ведь у Pratt&Witney есть свой аналогичный авиадвигатель PW-2000".

То же можно сказать и относительно сотрудничества России с корпорацией Boeing. Если верить руководству последней, то большего благодетеля для России в мире просто не существует. Считается, что корпорация вложила более $1 млрд в различные проекты в нашей стране. Однако четких цифр инвестиций в каждый проект найти практически невозможно, в связи с чем затруднительно сказать, во что были вложены эти деньги и не пошли ли они на консультации американским же фирмам.

Показательным в этом смысле является сотрудничество Boeing с ОАО "Туполев" в сфере созданию нового сверхзвукового пассажирского самолета (СПС). Работы в этой области начались в 1994 г. в рамках Российско-американского межправительственного соглашения о научно-техническом и экономическом сотрудничестве. На базе советского сверхзвукового лайнера Ту-144 была создана летающая лаборатория. Было проведено 19 полетов с участием летчиков-испытателей из России и США. В итоге, затратив чуть больше $10 млн, американцы получили уникальные данные, которые, по информации некоторых отечественных компетентных источников, могли быть использованы в США для создания боевых самолетов пятого поколения. Что получила Россия? СПС второго поколения до сих пор нет и не предвидится, а уникальные сверхзвуковые технологии, стоящие миллиарды долларов, проданы за бесценок.

Американцы называют уникальным сотрудничество с Верхне-Салдинским металлургическим объединением (ВСМПО), которое является ведущим поставщиком титановой продукции для Boeing и ряда западных корпораций. В данном случае это не высокотехнологические детали и готовые изделия типа стоек шасси, элементов крыла и т.д., а слитки, продукция проката и штамповки. Без скандала не обошлось и здесь: по сообщению The Wall Street Journal, российский титан использовался в деталях военных самолетов С-17, F-15 и F/A-18, что запрещено местным законодательством. Несмотря на то, что свою вину американская компания не признала, она все же заплатила $6 млн штрафа.

Что же касается участия в проекте создания Российского регионального самолета (RRJ) совместно с компанией "Сухой", то здесь Boeing ограничился только консультационными услугами. Однако, если российская сторона снизит ввозные пошлины на его самолеты и даст гарантию на их поставки российским авиакомпаниям, то американцы, может быть, помогут в организации послепродажного обслуживания RRJ по всему миру. Пока же все исчерпывается этим самым "может быть", а захотят ли американцы обслуживать самолеты своих потенциальных конкурентов – большой вопрос.

Любит вспоминать Boeing и о своем сотрудничестве с Россией в области космоса. Однако изменившаяся политика правительства США, связанная с освоением космического пространства, привела к тому, что Международная космическая станция, где американская компания является субподрядчиком, в скором времени станет российской и России придется одной тянуть этот ставший никому не нужным воз. Что же касается программы по коммерческому запуску тяжелых спутников с акватории Тихого океана – "Морской старт", то с марта 1999 до июня 2005 г. было выполнено всего 16 успешных запусков, в то время как только в 2004 г. одна наша страна запустила 19 спутников, а за 5 лет – более 110 космических аппаратов.

Конечно, глупо упрекать иностранцев во всех бедах России, однако подобное отношение к нашей стране за рубежом весьма характерно. В мире Россию хотят видеть только сырьевым придатком и рынком для готовой продукции, производимой в развитых странах. Именно к этому, в конечном счете, и сводится наше сотрудничество с Западом. Сегодня об этом говорят открыто. Так, в частности, на прошедших недавно в Москве трех международных конференциях ("Транспортные услуги: технологии и искусство продаж", III Ежегодной конференции по финансированию воздушного транспорта в РФ и СНГ и I Европейской конференции по авиационно-космическим наукам) зарубежные ораторы говорили о том, что Россия отстает от запада по IT-технологиям и уже не может делать современные самолеты, авионику и авиадвигатели, что только США находятся на передовом рубеже космических исследований, а преимущество России в этой области ушло в прошлое. К счастью, пока еще сложно согласиться со сказанным на все 100%, но слышать и слушать такое, не имея возможности возразить на деле – обидно.

Выбор читателей