Даже динозавры ухаживали за своими детенышами

Окаменелые зародыши динозвров, найденные учеными в Южной Африке, проливают свет на эволюцию этих животных. Оказывается, 190 млн лет назад взрослые особи заботились о детенышах и приносили им пищу

Международная группа ученых только что обнаружила некоторые странности в окаменелых зародышах динозавров. Яйца с наполовину вылупившимися животными были найдены в африканском национальном парке еще в 1978 г., но лишь сейчас удалось извлечь и проанализировать тонкие хрупкие косточки маленьких динозавров.

Гнездо с яйцами динозавра, в которых находились почти готовые вылупиться детеныши, стало настоящим открытием для палеонтологов в конце 80-х годов. И вот, спустя почти тридцать лет, эта находка открыла новые тайны эволюции нашей планеты.

Обнаруженные детеныши должны были появиться на свет 190 млн лет назад, в начале Юрского периода. В то время на влажных равнинах на территории сегодняшней Южной Африки обитали пятиметровые травоядные динозавры с длинным хвостом и шеей и с маленькой головой. Доподлинно известно, что эти создания имели короткие передние конечности, могли стоять вертикально и передвигаться на двух ногах. Группа, состоящая из канадских, американских и южноафриканских ученых, сравнила тело взрослого динозавра этого вида со строением зародышей. Результаты оказались неожиданными.

Детеныш динозавра, найденный в яйце, имел короткий хвост, горизонтально расположенную шею и большую голову без зубов. Роберт Рейз из университета Торонто, который руководил исследованием, сказал: "Эти зародыши, которые были практически готовы вылупиться, имели неуклюжие пропорции тела и не могли питаться самостоятельно. В таком состоянии они были нежизнеспособны. Это означает, что первое время родители должны были заботиться о них. По всей видимости, мы имеем дело с древнейшим проявлением родительской заботы о потомстве". Стоит заметить, что большинство найденных до этого детенышей динозавров жили в Меловом периоде между 65 и 146 миллионами лет назад. Строение их тела также указывало на то, что их вскармливали родители.