Эстонского министра чуть не посадили за договор с Россией

Министр иностранных дел Эстонии Урмас Паэт теперь может спать спокойно. Полиция безопасности пришла к заключению, что, подписав 18 мая в Москве пограничный договор с РФ, г-н Паэт не совершил преступления


Фото с сайта МИД Эстонии



Министр иностранных дел Эстонии Урмас Паэт теперь может спать спокойно. Как сообщила вчера газета SL Хhtuleht, полиция безопасности страны пришла к заключению, что, подписав 18 мая в Москве пограничный договор с Россией, г-н Паэт не совершил состава преступления, а потому уголовное дело против него не будет возбуждено. По сведениям газеты, посадить министра в тюрьму за государственную измену намеревался некий бдительный гражданин из города Раквере. По его мнению, министр, подписав договор с Россией, совершил преступление против Эстонской Республики. И хотя газета не уточняет, легко догадаться, что "гражданина из Раквере" разгневал тот факт, что в этом документе не нашли отражение территориальные претензии Эстонии к нашей стране.

Как известно, впоследствии эстонский парламент исправил эту ошибку, включив в преамбулу договора упоминание об "оккупации", а также о том, что Тартуский мирный договор, согласно которому к Эстонии должны были бы отойти Кингисепский район Ленинградской области и Печорский район Псковской области, "сохраняет свою действенность". Данная поправка была предпринята под сильным давлением местных националистов, образующих в Эстонии весьма мощную и влиятельную оппозицию.

Проблема России в отношениях как с Эстонией, так и с большинством других стран, некогда входивших в состав СССР, заключается в том, что политических союзников у нее там остается все меньше. Поэтому, хотя позиция нынешних лидеров Эстонии может выглядеть "антироссийской", следует признать, что на фоне политических настроений, которые превалируют в республике, министр Урмас Паэт может действительно показаться "лучшим другом Москвы".

По сути, эстонские власти оказались заложниками собственной политической демагогии и теперь вынуждены руководствоваться не столько государственными интересами, сколько боязнью, что любой их шаг оппозиция будет истолковывать как "уступку Москве". Между тем перенос проблемы пограничного договора из сферы отношений этих двух стран в сферу международной политики пока больших дивидендов Эстонии не принес. Однозначно в поддержку Эстонии высказался лишь президент Польши Александр Квасьневский. По его словам, "Эстония может рассчитывать на нашу поддержку во всех вопросах, касающихся границы, поскольку это граница не только Эстонии, но и восточная граница Европейского союза". Однако большинство других политиков Евросоюза предпочитают пока отделываться благими призывами: "Ребята, давайте жить дружно". К примеру, после встречи с Владимиром Путиным в минувший понедельник президент Финляндии Тарьей Халонен заявила, что ей очень хотелось бы, чтобы договоры России с Эстонией и Латвией о границе были заключены. И тогда, по словам г-жи Халонен, "у нас стало бы на одну проблему меньше".

Как заявил в интервью "Yтру" член Совета по национальной стратегии Павел Арсеньев, "вряд ли позиция Эстонии по вопросу пограничного договора с Россией вызывает симпатии у европейских политиков. Ведь это проявление комплекса собственной неполноценности, страх "маленького соседа" перед "большим". Не думаю, что этот конфликт увеличит к ней уважение на европейском пространстве".


По мнению политолога, причины такого поведения эстонских политиков кроются в том, что "фактически у этой страны (за исключением очень короткого периода) никогда не было подлинной государственности. А путь к ее обретению очень долог и не прост. Советское наследие дает о себе знать. Так что понять эстонцев тоже можно".

Выбор читателей