Туркменбаши – союзник Джорджа Буша

Глава Центрального командования США приезжал в Ашхабад отнюдь не для того, чтобы поблагодарить Туркменбаши. Скорее всего, речь на встрече шла о создании на территории Туркмении американских военных баз




Заблуждались те, кто думал, что Ислам Каримов, выдворяя американскую военную базу, изменит геополитический расклад сил в регионе. Уходя из Узбекистана, США вовсе не намерены уходить из Центральной Азии. У них здесь еще много дел: нужно "демократизировать" Иран, ограждать Южный Кавказ от влияния России, выводить "в свет" каспийскую нефть, наконец, следить за тем, как развиваются отношения между тремя евразийскими гигантами – Россией, Китаем и Индией. Чтобы они чего-нибудь не замыслили. В общем, американцы останутся в Центральной Азии надолго - это было очевидно с того момента, как они туда пришли, нащупав слабое звено на геополитической карте Евразии. Но вот их выбор новых союзников стал несколько неожиданным.

В последней декаде августа состоялся двухдневный визит главы Центрального командования США генерала Джона Абизейда в Ашхабад. Посланника далекого могущественного Вашингтона принимал сам Туркменбаши. О чем они говорили? "Обсуждались, главным образом, аспекты дальнейшего взаимодействия Туркмении и США на таком важном направлении, как обеспечение мира и безопасности", - сообщает пресс-служба туркменского вождя.

В частности, американский генерал дал высокую оценку "роли Туркмении в процессе мирного развития Афганистана", а также значения "сотрудничества США и Туркмении, видя в нем большие возможности для взаимодействия в вопросах обеспечения всеобщей безопасности, включая борьбу с терроризмом, охрану границ и пресечение наркотрафика". Стороны "высказались за дальнейшее развитие эффективного взаимодействия, включая военно-технические аспекты".

В общем, ничего конкретного, кроме выражения поддержки со стороны США туркменской инициативы о строительстве Трансафганского газопровода (идея не новая и малоперспективная, учитывая ситуацию в Афганистане, но политически корректная, поскольку является альтернативой газовым проектам Ирана).

Конечно же, немедленно возникает ощущение, что нам чего-то недоговаривают, причем самого главного. Особенно если учесть высокий чин и сугубо военную компетенцию американского посланника, участие в переговорах руководителей военного и пограничного ведомств Туркмении, а также циркуляцию слухов о готовившемся ранее визите в страну главы Пентагона Рамсфелда (который, правда, не состоялся).

Нет, Абизейд приезжал в Ашхабад отнюдь не для того, чтобы выразить Туркменбаши благодарность или пожелать ему успехов в строительстве Трансафганского газопровода. Скорее всего (и об этом уже вовсю говорят обозреватели со ссылкой на анонимные дипломатические источники) речь шла о создании на территории Туркмении американских военных баз.

И действительно, чем Туркмения как плацдарм хуже Узбекистана? Она даже лучше, поскольку непосредственно граничит как с Афганистаном, так и с Ираном. А военный аэродром в г. Мары (в 300 км от границы с Ираном) был во времена СССР крупнейшей базой советской военно-стратегической авиации в Средней Азии. Он и поныне остался на своем месте. В настоящее время американская военно-транспортная авиация уже пользуется воздушным пространством Туркмении для доставки гуманитарных грузов в Афганистан. За это, кстати, Абизейд выразил отдельное завуалированное "спасибо" Туркменбаши.

Однако просачивается информация и о том, что причин-то для благодарности на самом деле куда больше, что, дескать, американские военные самолеты не только летают над Туркменией, но нередко и приземляются на аэродромах в Ашхабаде и Мары. Пока, правда, только для заправки. Это косвенно подтверждается тем фактом, что уже два года американские самолеты, курсирующие в Афганистан и обратно, перестали делать дозаправку на аэродромах Таджикистана.

В общем, с военной точки зрения Туркмения – хороший партнер. С экономической – тоже: углеводородов тут предостаточно. А вот с политической – все намного хуже. Во-первых, это нейтральное государство, признанное таковым ООН и ОБСЕ. То есть размещать там свои базы США просто не имеют права. Во-вторых, трудно найти в регионе режим, более одиозный с точки зрения нарушений прав человека, чем туркменский. Всему миру будет, мягко говоря, непонятно, как может с ним сотрудничать величайшая в мире демократия, забрасывавшая иных диктаторов крылатыми ракетами и за гораздо меньшие провинности. И, наконец, в-третьих, сомнительно, чтобы военное присутствие США было интересно самому Туркменбаши. Оно лишит его вседозволенности в "своей" стране, поскольку американские базы будут висеть над ним эдаким дамокловым мечом демократии.

Если действия Ниязова станут совсем неугодными Вашингтону, то американские военные смогут запросто парализовать его власть или вообще организовать военный переворот. Это вполне реально, поскольку власть Туркменбаши давно не имеет никакой опоры "в массах" и держится исключительно на административно-репрессивном ресурсе. Так что "вождь туркмен" вряд ли захотел бы пустить к себе американских вооруженных соглядатаев. К тому же информация о том, что американцы "подкатывают" к Туркменбаши со своими базами, появлялась уже не раз. Результат – нулевой. В лучшем случае Туркменбаши отделывался от них самыми общими обещаниями.

Однако события, происходящие на мировой арене, подчас не укладываются в рамки международного права или даже простой логики. Иногда над всем превалирует чей-то интерес, который заставляет действовать наперекор всем правилам и соображениям. Так может получиться и в нашем случае: вполне возможно, что на этот раз Туркмения согласится разместить у себя американские базы вопреки своему нейтральному статусу, дурной репутации и опасениям своего тоталитарного лидера.

Просто США должны подобрать к нему нужный "ключик". И, похоже, они наконец это сделали. Различные "осведомленные источники" утверждают, что в качестве аргумента на переговорах с Туркменбаши генерал Абизейд показал не пряник, а кнут, и это возымело успех. Дескать, если вы не пустите к себе наши базы, то мы начнем серьезную международную "разработку" темы соблюдения прав человека в Туркмении. А уж это, понятно, для Ниязова дело не выигрышное.

Недавно в Женеве на заседании Комитета ООН по предупреждению всех форм расовой дискриминации ашхабадские власти были подвергнуты "публичной порке". А уж если за дело возьмутся американцы – не избежать Туркменбаши не только международных санкций, но, пожалуй, и "гуманитарной интервенции". Поэтому вполне вероятно, что "вождь туркмен" предпочтет жить и править как прежде "под колпаком" Вашингтона, чем сразу же превратиться в лидера страны-изгоя с последующим неизбежным свержением.

А что же касается нейтрального статуса Туркмении, то им, очевидно, придется пожертвовать ради дружбы с США. А не то все равно отберут. Зато какие дивиденды сулит Туркменбаши дружба с США! Пусть потом кто-нибудь посмеет обвинить его в нарушении прав человека: из злостного нарушителя он в одночасье превратится в борца за эти самые права.

Ну да Бог ему судья! А вот кому и чем еще грозит размещение американских баз в Туркмении? Прежде всего, конечно же, Ирану – практически полным окружением и, возможно, войной. По крайней мере, связи Тегерана с северным союзником, то есть с Россией, окажутся полностью под контролем США. Кроме того, весь центр Евразии будет разрезан проамериканской широтной осью "Турция - Грузия - Азербайджан -Туркмения" на северную и южную части. Вдоль этой же оси будет осуществляться вывоз энергоносителей из региона на Запад, причем под полным контролем США и их союзников.

Наконец, будет нанесен урон региональной политической и экономической интеграции. Туркмения, возможно, окончательно выйдет из состава СНГ (или останется там в роли "засланного казачка") и расстроит ряды ШОС. Кстати, тут же прозвенел первый звоночек: к саммиту СНГ в Казани Туркменбаши преподнес своеобразный подарок – велел считать его страну ассоциированным членом Содружества. То есть, фактически уже не совсем страной "ближнего зарубежья".

Конечно, остальные "бывшие союзные республики" спорить с ним не стали: во-первых, он сам как всегда не присутствовал на саммите, а во-вторых, Туркмения давно не играет в "СНГовые" игры: порядка 80% документов Содружества ею не подписаны. Так что все это укладывается в одну канву: Туркменбаши пошел ва-банк, решив увековечить свое правление и стать союзником США.

Если же говорить об интересах в этой ситуации стран Центральной Азии, а также России и Китая, то им более соответствовало бы сохранение американского присутствия в Узбекистане, нежели создание новых баз в Туркмении. Дело в том, что Ташкент, как показывает практика, является более независимым игроком региональной арены, и потому в меньшей степени служит проводником "инородной" политики.

Если же на крючок военного присутствия США попадет Туркменбаши, то "сорваться" у него не будет никакой возможности, и он из злейшего врага демократии превратится в преданнейшего союзника ее основного "носителя". То есть в американскую марионетку. Причем далеко не факт, что это позитивно отразится хотя бы на положении многострадальных жителей самой Туркмении. Дело в том (и это понимают в Вашингтоне), что малейшая демократизация, послабление в этой стране приведет к немедленному (и, возможно, кровавому) изгнанию ее "вождя". А будет ли новая, революционная власть столь же предана Вашингтону, как может быть предан ему Туркменбаши, – это большой вопрос.

Пример Киргизии показывает, что не всегда "бархатные революции" в республиках СНГ способствуют установлению прочных связей между ними и США. Выходит, если Туркменбаши согласится на размещение американских баз, то Вашингтон, вопреки всем своим лозунгам о защите прав человека, будет способствовать сохранению власти "хрустального венца туркменского народа". Парадокс? Нет, просто пресловутые "двойные стандарты" в действии.

Таким образом, "тесное" военное сотрудничество одиозного туркменского режима с США не принесет в регион ни мира, ни демократии. Напротив, в нем появится новый разделительный барьер, возникнет реальная угроза войны с Ираном, а в самой Туркмении "законсервируется" политическая система, более всего похожая на тоталитарную секту. Таковы перспективы очередного американского "проекта".

Выбор читателей