Потеря Ил-96 будет компенсироваться орешками

Этот год окажется не слишком удачным для всех российских авиакомпаний и для отрасли в целом. История с приостановкой эксплуатации Ил-96 добавила головной боли перевозчикам, страдающим от постоянного роста цен на ГСМ




Авиаперевозчики подсчитывают потери от простоя Ил-96. Больше всего, как и следовало ожидать, досталось "Аэрофлоту", владеющему шестью самолетами данного типа, что составляет 40% всего дальнемагистрального парка компании. Только прямые убытки уже достигли $2-3 миллионов. Это, в частности, деньги, которые пошли на аренду судов у других перевозчиков и увеличение платы за керосин для вынужденных полетов на менее эффективных с точки зрения расхода топлива отечественных самолетах. Совокупные же потери компании оцениваются в $15-20 миллионов. Сюда входит, например, плата за перевозку пассажиров "Аэрофлота" рейсами других компаний и недополученная прибыль в результате сдачи билетов напуганными скандалом клиентами. Такие данные привел заместитель гендиректора по финансам и планированию "Аэрофлота" Михаил Полубояринов на прошедшем в Москве брифинге по финансовым результатам перевозчика за 2004 г. и первое полугодие 2005 года. Еще один владелец злополучных илов – KrasAir – несколькими днями ранее также обнародовал оценку своих убытков, которые за 2 недели работы без этих лайнеров составили 50 млн. рублей. Сейчас юристы готовят иски к производителю самолетов – Воронежскому акционерному самолетостроительному обществу (ВАСО), сообщила пресс-служба компании.

Эксперты расходятся в предположениях по поводу дальнейшей судьбы поставленных на прикол воздушных судов. Одни полагают, что "заключение" может продлиться достаточно долго. Другие придерживаются мнения, что уже в текущем месяце "задержанные" все же вернутся в строй. "Самолеты будут возвращаться в эксплуатацию по мере устранения недостатков первой категории", заявили на этой неделе представители комиссии федерального агентства по промышленности (Роспром). Возможно, Илы-96 снова поднимутся в воздух уже к концу сентября, сообщают в Ространснадзоре. Как бы то ни было, полной ясности в данном вопросе пока не наблюдается, а пострадавшие авиакомпании тем временем вынуждены перекраивать свое расписание и отменять часть рейсов.

До прояснения ситуации может быть отложено намеченное на 19 сентября собрание акционеров "Аэрофлота", на котором предполагалось одобрить покупку перевозчиком на условиях лизинга еще шести Ил-96, сообщил в ходе брифинга заместитель генерального директора по стратегическому и корпоративному планированию Сергей Харитонов. Однако это не означает отказа от заключения сделки. Между тем переговоры по другой сделке - о приобретении в финансовый лизинг 7 лайнеров A321 производства европейского концерна Airbus - проходят в прежнем режиме.

История с Ил-96 усилила головную боль, которую и без того испытывают авиакомпании от постоянного роста цен на горючее. В первом полугодии 2005 г. чистая прибыль того же "Аэрофлота" снизилась на 17%, а пассажиропоток уменьшился примерно на 2,5%. Изначально компания планировала сохранить прибыль по итогам 2005 г. на уровне 2004 года. Однако уже сейчас ее топ-менеджмент признает, что достичь этого вряд ли удастся. Как минимум тех $20 млн, что "съели" застрявшие Ил-96, "Аэрофлот" недосчитается. По мнению же некоторых аналитиков, чистая прибыль компании может сократиться вдвое. И это притом что рост расходов на топливо у национального перевозчика в текущем году составил 31%, в то время как у его российских коллег данный показатель достигает 60-65%. Большим преимуществом "Аэрофлота" в данном вопросе является, конечно, наличие парка более экономичной по расходу горючего импортной техники. Однако для того, чтобы сдержать "топливный галоп", ему приходится идти даже на такие крайние меры, как сокращение количества орешков и журналов на борту, дабы уменьшить вес самолета. Переложить же топливные издержки полностью на плечи пассажиров невозможно, поскольку и без того каждое повышение стоимости билетов воспринимается крайне болезненно и приводит к оттоку клиентов.

В начале недели альянс AiRUnion, объединяющий KrasAir, "Домодедовские авиалинии", "Самару", "Омскавиа" и "Сибавиатранс", обнародовал заявление, в котором предлагает установить госрегулирование цен на авиатопливо. По словам авторов документа, озаглавленного "Топливный беспредел продолжается", постоянный рост цен на ГСМ, очередной виток которого случился в сентябре, угрожает самому существованию авиакомпаний, а также развитию авиационной отрасли России в целом. Они призывают коллег направить соответствующий запрос в правительство и Госдуму. Представители "Аэрофлота" скептически отнеслись к этому выступлению, пояснив, что экономически такое регулирование осуществить невозможно. Сам холдинг, разумеется, с определенной долей потерь, способен выдержать и более заметное повышение тарифов - как минимум, до $90 за баррель, таков его собственный прогноз по нефтяным ценам на 2006 год. Другие перевозчики, наоборот, поддерживают инициативу коллег. Так, по мнению коммерческого директора "Континентальных авиалиний" Надежды Савиной, высказанному в интервью ИС "БАНКО", именно государство может и должно обуздать цены на керосин, по аналогии с аэропортовыми сборами.

На сегодняшний день очевидно одно: даже если "приколотые" к ангарам Ил-96 вернутся в строй уже завтра (что маловероятно), этот год все равно окажется не слишком удачным для всех российских авиакомпаний и для отрасли в целом.


Выбор читателей