За идеи Путина заклеймили правительство

Имеющие уши услышали, а имеющие глаза увидели, что и кого имел в виду Андрей Илларионов, беспощадно перечислив вчера стратегические ошибки и некомпетентность правительственных чиновников




Советника президента по экономическим вопросам Андрея Илларионова давно и вполне оправданно считают своеобразной достопримечательностью в окружении Владимира Путина. Исключительность Илларионова в том, что с периодичностью где-то раз в полгода он позволяет себе столь резкие высказывания в отношении проводимой в стране экономической политики, что остается только позавидовать выдержке президента, до сих пор не избавившегося от излишне правдолюбивого советника.

Очередные громкие разоблачения прозвучали из уст Илларионова вчера. На сей раз он подверг резкой критике действия правительства, которые, по его мнению, ведут к снижению темпов экономического роста. "В результате структурной политики правительства уменьшились темпы экономического роста", – сделал вывод Илларионов. По словам советника, в 2005 г. темпы прироста ВВП сократятся до 5,6%, тогда как в течение предыдущих пяти лет ВВП России увеличивался, в среднем, на 6,8% в год... Что касается прироста промышленного производства, то он снизился с 6,6% до 4,1%, а темп роста нефтедобычи – с 8,5% до 2,5%.

Центральным моментом вчерашнего выступления Илларионова, вызвавшим живое обсуждение в экспертной среде, стало заявление о том, что вклад правительственной экономической политики в рост российской экономики за I полугодие оказался отрицательным – аж минус 12%. По словам советника, в том случае, если бы российская экономическая политика действительно была эффективной, рост ВВП вполне мог бы достичь 15-18%, а не каких-то там 6%. По мнению Илларионова, сами власти мешают сегодня установлению макроэкономической стабильности в стране. В качестве примера он привел остановку налоговой реформы, активную национализацию нефтяной промышленности, а также ужесточение контроля за частным бизнесом. Курс на национализацию "нефтянки" выступавший охарактеризовал как развитие синдрома "венесуэльской болезни", напомнив, что в 50-е годы в Венесуэле также был национализирован ряд отраслей промышленности, включая нефтяную.

"В России также увеличивается государственное присутствие в крупнейших компаниях", – отметил советник президента. Именно это, по его словам, привело к снижению частных инвестиций на 20%. Более того, подобная ошибочная политика правительства привела к росту вывоза капитала. Если в 2001 г. экспорт капитала из России составлял $11 млрд, то в 2005 г. ожидается на уровне $34 миллиарда.

Говоря о структурной политике правительства, Илларионов обратил внимание на то, что она выражается преимущественно в увеличении налоговой нагрузки на нефтяные компании, росте государственных инвестиций, увеличении импортных таможенных пошлин и установлении импортных квот.

Вчера же большинство экспертов и аналитиков поспешили заявить о том, что разделяют взгляды и опасения Андрея Илларионова по всем озвученным им вопросам. Некоторые сомнения вызвали разве что довольно высокие проценты упущенного роста, но это, как нетрудно догадаться, являлось далеко не самым главным в выступлении президентского советника.

Примечательно, что главной целью для стрел Илларионова стали правительство и проводимая им экономическая политика. Вместе с тем хорошо известно, что наши правительственные чиновники не вольны в своих действиях и вынуждены согласовывать проводимую ими политику с президентом и его администрацией. Попросту говоря, то, что делает сегодня правительство, происходит не без ведома или согласия Кремля. В результате имеющие уши услышали, а имеющие глаза увидели, что и кого имел в виду Илларионов, клеймя стратегические ошибки и некомпетентность правительственных чиновников.

Наверняка понял это и сам президент. Что, однако, вовсе не означает, будто гневные разоблачения повлекут за собой реакцию главы государства, типа радикального изменения курса или увольнения излишне говорливого советника. Практика последних лет заставляет поверить в неприкасаемость Илларионова.

С другой стороны, вчерашние слова советника могут быть использованы президентской администрацией совсем другим образом, а именно, как орудие устрашения для представителей экономического блока правительства. Сказанного вполне достаточно для того, чтобы "призвать к ответственности" любого из них, а при необходимости и списать все провалы. Так что поиск козлов отпущения, в случае чего, будет не таким уж и долгим.


Выбор читателей