Первая перчатка Рассела Кроу

Фильм о боксе – это гарантированное внимание к сюжету, сопереживание "своим" и нерасположение к "чужим", это одинокий боец, непризнанный герой, аристократ духа, добро с кулаками




Нокдаун (Cinderella Man)
США, 2005
Режиссер: Рон Ховард
В ролях: Рассел Кроу, Рене Зельвегер, Пол Джиаматти


С начала тридцатых, когда "Чемпион" был номинирован на четыре статуэтки и получил две – за лучшую роль Уолласу Бири и лучший сценарий Фрэнсис Мэрион, словосочетание "боксерский фильм" означало "оскаровский фильм". Фильм о боксе – это гарантированное внимание к сюжету, сопереживание "своим" и нерасположение к "чужим", это одинокий боец, непризнанный герой, аристократ духа, добро с кулаками.

Особенно эффектен этот поджанр для актеров с имиджем "мачо", таких, как Роберт Монтгомери, Эррол Флинн, Пол Ньюман, Чарльз Бронсон, Роберт де Ниро и, разумеется, Сильвестр Сталлоне. В новом тысячелетии номинации за лучшее исполнение роли боксеров уже получили Дэнзел Вашингтон и Уилл Смит, а победителем оказалась прошлогодняя "Малышка на миллион" с главной актрисой-мачо Хилари Суонк.

Неудивительно, что интерес к роли чемпиона двадцатых годов Джима Брэддока выражали Мэтт Дэймон, Бен Аффлек, Билли Боб Торнтон и Марк Уолберг. Также не удивительно, что в конце концов она досталась Расселу Кроу, и вне экрана известному своим традиционным пониманием "мужественности". Во время съемок Кроу расшатали зубы и вывихнули плечо – производство было отложено на два месяца.

Исхудавшее лицо и голодные глаза Кроу хорошо смотрятся в зелено-оранжевых тонах драмы ретро о вечных американских ценностях. Рон Ховард, уже срежиссировший для актера "Оскара" за "Игры разума", и его постоянный сценарист Акива Голдсман, лучший в Голливуде мастер композиции, повествуют о трудном пути ирландского эмигранта к Мечте простыми и эффективными методами.

Если кто-то что-то не поймет в граде ударов, все разъяснится в тексте. Брэддоку "нужно чувствовать себя хозяином своей жизни, что еще чуть-чуть, и все получится". За всех бедняков он сражается на ринге с представителем новых богачей, чтобы сполна использовать свой второй шанс и сказать обязательное: "Мы живем в великой стране". Он даже возвращает государству деньги, выданные в качестве пособия во время Депрессии.

В общем, "милый Золушок", как говорили в старом КВНе. Мужчиной-Золушкой называет боксера спортивный журналист, который от презрительных разносов под влиянием благородства Брэддока переходит к хвалебным статьям. Герой Кроу здесь сам себе прекрасный принц, которому перчатки всегда впору, даже если сломана рука. Единственный же нокдаун в фильме – Великая депрессия, повергающая на землю всех без разбора – и боксера из Мэдисон Сквер Гарден, и брокера с Уолл-стрит.

И если брокер Майк, потерявший веру в Бога и в Рузвельта, поднимающий руку на жену и замышляющий протест против правительства, погибает в стычке с полицейскими в Центральном парке, Брэддок, как образец американского гражданина, с честью выдерживает удар и поднимается благодаря своей глубинной силе характера, сплоченности с семьей и соседями и молитве. Боксер – воплощение и герой этой безликой толпы, которая слушает радиотрансляцию матча в церкви и идет в Мэдисон Сквер как во храм.

Гвозди бы делать из этих людей. Если жена (Рене Зельвегер, которой противопоказаны драмы и черные парики) – то непременно всегда рядом, чтобы сказать: "Я так тобой горжусь!". Если менеджер (феноменальный Пол Джиаматти) – то он только притворяется, что его интересуют деньги, а сам тайком продает последние вещи из своей просторной нью-йоркской квартиры, чтобы его подопечный мог тренироваться. Даже богачи, для которых бокс только бизнес, не чужды благотворительности. Бокс все-таки, в отличие от революций, аристократический спорт.

В прокате с 15 сентября

Выбор читателей