Теннисистки войдут в "горящую избу"

Отечественных теннисных болельщиков сильно избаловали прошлогодние успехи наших девушек. Сегодня мы все чаще говорим о надвигающихся тучах и неизбежных провалах. Но ведь все познается в сравнении




Сейчас как раз такое время, когда промежуточные итоги состояния дел в российском теннисе подводить очень заманчиво. По крайней мере, в женском. Только-только завершился последний в году турнир серии Большого шлема, а уже на носу финал Кубка Федерации, в котором в ближайший уик-энд сборная России в Париже на знаменитых котах Ролан Гаррос сыграет против команды Франции.

С одной стороны, хочется привычно констатировать упадок, снижение результатов в российском женском теннисе, связанное с потерей качества игры. В самом деле: по сравнению с блистательными успехами прошлого сезона, когда были выиграны три турнира Большого шлема, итоговый турнир WTA и Кубок Федерации, нынешние показатели вроде бы дают основание для пессимизма. Ни одного турнира Большого шлема не выиграно. Кубок Федерации вполне может быть проигран – с учетом нынешнего состояния лидеров российской и французской сборных, а также гостевого характера встречи для россиянок. Травмы преследуют наших теннисисток в течение всего сезона – Анастасия Мыскина, Светлана Кузнецова, Мария Шарапова, Елена Бовина... кто еще?

Но вот на прошлой неделе украинские коллеги обратились ко мне с просьбой написать о своем видении проблем украинского тенниса – так сказать, взгляд со стороны. "У вас в теннисе такой фантастический расцвет, – говорили мне, – а украинский теннис в полном упадке. Скажите, чего же не хватает украинскому теннису, ведь постсоюзные реалии вроде бы те же самые, но у вас – "большой скачок", а у нас – "застой, разброд и шатание".

Поневоле задумаешься, когда услышишь такие речи! Мы-то со своей колокольни считаем неудачным нынешний сезон, в котором в десятке лучших теннисисток мира находится менее пяти россиянок... Не буду перечислять те факторы, которые считаются для украинских теннисистов успешными – поверьте, успехи Андрея Медведева, который в свое время играл в финале одного из турниров Большого шлема, где едва не обыграл самого Андре Агасси, в далеком прошлом. Но такие сопоставления приводят к закономерным выводам: российский женский теннис сейчас находится на очень высоком месте в мировой табели о рангах, а прошлогодние успехи и нынешние неудачи – всего лишь естественные колебания, свойственные любой системе.

Да, мы предполагали, что победы прошлого года связаны с тем, что многие лидеры мирового тенниса либо не играют, либо находятся в плохой форме. И правда: Уимблдон, например, выиграла американка Винус Уильямс, а US Open – бельгийка Ким Клийстерс, пропустившая весь прошлый сезон из-за травмы руки и получившая к тому же сердечную травму ввиду расставания с женихом, знаменитым австралийским теннисистом Ллейтоном Хьюиттом. Победа Клийстерс в Нью-Йорке была спортивным подвигом – хотя бы потому, что на пути к финалу ей попадались сильнейшие соперницы, включая и Марию Шарапову. Теперь россиянкам придется серьезно подвинуться в рейтинге – но разве это дело не естественное, учитывая количество звезд, претендующих на место в десятке? А разве нельзя считать удачей выступление Елены Дементьевой, выбившей из розыгрыша безусловного фаворита турнира американку Линдсей Дэвенпорт и подарившей тем самым Шараповой звание первой ракетки мира? Да, русского финала в Нью-Йорке не получилось – Шарапова и Дементьева свои полуфиналы дружно проиграли. Но разве сам по себе полуфинал Открытого чемпионата США – не результат высочайшего класса, показанного россиянками на мировом уровне?

Конечно, Шарапову россиянкой можно называть лишь условно. Конечно, проблемы в российской сборной остаются. Но количество сильных представительниц России в мировом теннисе столь велико, что случайностью это назвать невозможно – все же речь идет о системе, о результате некой целенаправленной деятельности руководства российского тенниса, пусть некоторые громкие успехи случаются и вне, так сказать, юрисдикции ведомства Шамиля Тарпищева. Украинским коллегам, которые с января не могут определиться с результатами выборов президента национальной федерации тенниса, стоит подумать.

Ну а перед финалом Кубка Федерации в самый раз вспомнить одну истину: завоевать титул проще, чем его защитить. Сборная России сейчас поставлена в условия, когда объективных факторов в ее пользу практически нет. Елена Дементьева, Анастасия Мыскина, Динара Сафина и Вера Душевина – состав с виду не самый слабый, но и не оптимальный, конечно. Дементьева в полуфинале US Open проиграла как раз одному из лидеров французской команды – Мари Пьерс, которая в свои 30 лет в нынешнем сезоне творит чудеса, сыграв уже в двух финалах турниров Большого шлема. Не нуждается в рекомендациях и Амели Моресмо – одна из сильнейших теннисисток мира. Мыскина, Сафина и Душевина в Нью-Йорке себя проявили слабо – выбыли на ранних стадиях турнира. Кузнецовой в сборной нет – она в плохой форме. Шарапова за Россию играть не будет, и хватит, наверное, горевать об этой потере. Свои стены, конечно, помогут француженкам. Что остается? Вспоминать Некрасова с его "Есть женщины в русских селеньях..." Россиянкам приходится "входить в горящую избу" на всем пространстве мирового тенниса – от Нью-Йорка до Парижа. Дело, как говорится, привычное – надеяться на русский характер, позволяющий нашим соотечественницам порой побеждать в самых неблагоприятных обстоятельствах. В конце концов, российские теннисистки – одни из лучших в мире, и им просто нужно почаще об этом вспоминать.


Выбор читателей