Покупка подержанной иномарки – сплошная головная боль

Покупая б/у автомобиль, вы не можете быть ни в чем уверены до конца. Правовые механизмы исполнения договоров фактически не работают. Корреспондент "Yтра", решивший приобрести подержанную иномарку, прошел все круги ада




Покупка автомобиля в России – дело сложное. Я убедился в этом на собственном опыте. Несколько лет мы с женой прожили без машины. Передвигаться на метро, конечно, хорошо, но со временем вопрос об автомобилизации нашей отдельно взятой семьи встал ребром, и минувшей зимой было принято принципиальное решение купить машину.

После безуспешных попыток отыскать подходящий экземпляр у частных продавцов через газеты и Интернет, мы обратили взоры на фирму перегонщиков. Назовем ее "Шеви Минус". Наш знакомый, покупавший себе машину аналогичным образом, посоветовал вариант с компанией, специализирующейся на пригоне "Шевроле" из США и Канады. Среди предлагавшихся моделей по соотношению технических характеристик и цены нас устроила модель "Шевроле Трэкер" выпуска 1999-2000 гг. Почти сразу же мы подъехали для оформления договора в офис компании. Было это в конце февраля.

С фирмой мы подписали агентский договор, о котором стоит сказать особо. Юрист, к которому мы обратились за помощью, проанализировав эту бумагу, сделал однозначный вывод – договор составлен в пользу перегонщиков. Главным недостатком было отсутствие упоминания сроков выполнения договора. Мы и сами сразу обратили на это внимание, на что нам было заявлено буквально следующее: условий договора не меняем, они типовые. Кстати, подобную фразу в отношении клиента мне приходилось слышать не раз. Вероятно, это повсеместная практика ведения дел в России.

Но вернемся к договору. Как сказал юрист, из бумаги не следовало, что у нас за вид договора – агентский или купли-продажи. А это важно знать в случае возникновения проблем, особенно если вы собираетесь судиться. К документу полагалось обязательное приложение, где была дана детальная информация относительно автомобиля; среди обязательных требований было записано наличие центрального замка и велюрового салона. Запомним это.

Нам пообещали, что автомобиль должны пригнать в течение полутора-двух месяцев. Даже расписали по этапам. Сначала одна-две недели на покупку машины на аукционе. Потом месяц автомобиль плывет в Европу. Там еще неделю едет до Санкт-Петербурга и, после растаможки, быстренько в Москву. Мы оплатили порядка 8% стоимости машины, что-то типа залога, и отправились домой - ждать вестей из далекой Америки.

Через две недели нам действительно позвонили и сообщили, что машина на аукционе найдена. Как сказал сотрудник фирмы, назовем его Виктор, "удалось зацепить машину новее, 2001 г. выпуска". После нашего согласия на покупку необходимо было в течение дня подъехать в офис и оплатить теперь уже три четверти стоимости автомобиля.

После этого нам пообещали каждый понедельник высылать на электронную почту сведения о прохождении долгожданной машиной маршрута доставки. В следующий понедельник сведений я не дождался, первый отчет пришел только через две недели. Из письма выходило, что "Шевроле" еще только грузят в канадском порту. Я обратился Виктору, но какого-либо вразумительного ответа от него не дождался. Вообще, четкость и вразумительность, а также хорошее отношение к клиенту не являются отличительными особенностями фирмы, в которую нам выпало несчастье обратиться. Нам все время приходилось напоминать о своем существовании. Складывалось впечатление, что основная функция людей, принимающих здесь звонки, – как можно быстрее отмахаться от вопросов и претензий клиентов, вместо того, что вникнуть в суть.

В конце апреля Виктор с придыханием вещал нам, что авто на подходе к таможне, но ведь таможня в праздники не работает! Надо будет подождать. После майских праздников неожиданно выяснилось, что машина застряла в германских доках, где, якобы, началась грандиозная забастовка докеров. Ох, уж эти "знаменитые" забастовки! Знаем, знаем, думали мы, снимая лапшу с ушей. Весь май так и прошел в разговорах о забастовках, о каких-то накладках в транспортировке. Версии были одна противоречивей другой.

В начале июня мои нервы не выдержали, и я обратился к юристу с просьбой найти правовой метод решения возникшей проблемы. Вместе мы составили документ "Требование к исполнению договора". Такой документ может составить любой покупатель, в чьем договоре услуг не оговорен срок их исполнения. Смысл его сводится к тому, что вы требуете исполнить договор в недельный срок после того, как прошел разумный срок исполнения договора. В противном случае можете идти с этим документом в суд.

Вооружившись требованием, я прибыл в фирму разбираться. Дежуривший на ресепшне парень, узнав о цели моего визита, тут же сказал, что никого из начальства нет и не будет, а сам куда-то исчез. Вот она, работа с клиентами! Учитесь. Слава богу, в офисе были еще люди, так что, приложив усилия, я смог увидаться с финансовым директором. Этот господин был весьма уверен в себе. Сначала он не хотел регистрировать мое требование, так что пришлось даже устроить ему прямую телефонную линию с нашим юристом. После сеанса связи документ зарегистрировали, а господин директор начал взывать к обстоятельствам: "Войдите в наше положение!". На что я спросил, а как они входят в мое положение? "Да всем", – последовал странноватый ответ, после чего финдиректор рассмеялся...

В тот же вечер мне позвонил хозяин фирмы и вежливо осведомился, чего именно я хочу. На что получил вполне естественный ответ – исполнения договора. Далее события развивались по следующему сценарию. Я каждую неделю звонил этому человеку, а он, в свою очередь, всякий раз объяснял мне, что в ситуации виноваты третьи лица, он же ничего сделать не может. Каждый раз мне назывался срок "на следующей неделе", однако через неделю машина не приходила. Снова следовали сетования на тяжкую судьбу моего авто, и снова я слышал "через неделю". Так прошло еще три недели, после которых собеседник радостно сообщил мне, что проблемы улажены и машина отправляется в Москву.

Чтобы стало понятно, что особенно раздражало нас в складывающейся ситуации, могу привести несколько конкретных примеров организации "работы с клиентами". Так, я спрашиваю, с которого часу работает контора. Мне отвечают – с 9 часов. А назавтра выясняется, что менеджеры приходят только в 9:30. Или, когда уже разрешилась ситуация с растаможкой, нам пообещали – машина придет в следующую среду-четверг. А дошла она только в субботу. И так постоянно, ни один объявленный срок не выдерживался! Это вызывало ощущение, что в фирме царит полный бардак.

Настало время осматривать машину и выплачивать оставшуюся сумму. В течение нескольких дней мы никак не могли скоординироваться с менеджерами, чтобы сделать полноценный осмотр автомобиля, – их все время не было на месте. В результате осмотра мы не нашли заказанного центрального замка и велюрового салона. В фирме возразили, мол, машина ведь моложе, а значит, на 5% дороже. Вот вам салонов с замками и не обломилось. Но, извините, прошло уже почти полгода с момента подписания контракта, возмутился я, соответственно, 2,5% стоимости мы можем смело вычитать. Еще хорошо бы учесть прямые финансовые потери в виде платы за гараж, который мы снимаем уже два месяца.

Два дня я был вынужден провести в офисе, оформляя покупку. Когда я заговорил о скидке, мне фактически в ультимативной форме заявили – мы можем продать эту машину на $2 тыс. дороже и покупатели уже есть. Так что – соглашайтесь на наши условия скидки или ничего не будет. Предложенные условия по сумме скидки, на мой взгляд, были недостаточно хорошими. Я вновь позвонил юристу. Как разъяснил мой бессменный помощник, повлиять на продавца в рамках юридического поля мы, скорее всего, не сможем. Пришлось соглашаться на их условия.

Какие выводы, спросите вы? А выводы очень простые: бизнес по продаже б/у автомобилей в России такой же нецивилизованный, как и многие другие виды предпринимательства. Делается все не по закону (а я бы не сказал, что законы о защите прав потребителей у нас плохие), а черт знает как. В этом бедламе клиент оказывается "крайним".


Выбор читателей