Отставка калмыцкого хана

Не исключено, что Илюмжинов хочет обезопасить себя от возможных действий со стороны Кремля. Или, напротив, убежден в том, что Россия по-прежнему будет закрывать глаза на его "маленькие шалости"


ФОТО: kompromat.ru



Вчера стало известно, что президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов подал заявление о своей досрочной отставке и поставил перед президентом России вопрос о доверии. Этот шаг вызвал некоторое недоумение не только у политических обозревателей, но даже у сотрудников аппарата полномочного представителя президента в Южном федеральном округе Дмитрия Козака, поскольку срок полномочий калмыкского лидера истекает только осенью 2007 года. Собственно, Илюмжинов не сделал ничего сверхъестественного – многие губернаторы и главы республик, не дожидаясь срока окончания полномочий, уже попросили Путина рассмотреть аналогичные заявления. Процедура их рассмотрения должна укладываться в недельный срок, и если президент решит, что доверяет руководителю региона, то его кандидатура будет вынесена на утверждение в местный законодательный орган. До сих пор глава государства не отказывал в доверии тем, кто ставил перед ним этот вопрос.

Впрочем, вероятнее всего, обращение Илюмжинова к президенту является результатом предварительных договоренностей с федеральным центром. Не случайно он написал свое заявление в тот день, когда Калмыкию с рабочим визитом посетил председатель верхней палаты парламента Сергей Миронов.

Между тем Козак заявил, что уже сегодня прибудет в Элисту для проведения консультаций с депутатами Народного Хурала (парламента Калмыкии), представителями политических партий и общественных организаций республики. Эти совещания обещают быть непростыми. Лидер калмыцкой оппозиции Александр Леджинов, возглавляющий координационный совет общественно-политических сил республики, попытается убедить Козака в том, что Илюмжинов не должен выдвигаться на руководящий пост, так как его назначение вызовет массовые протесты в Калмыкии. Но в Кремле, похоже, считают, что калмыкская оппозиция слаба и беспомощна, а назначение Илюмжинова на пост главы республики будет способствовать сохранению стабильности в регионе. Впрочем, отношение к Илюмжинову весьма неоднозначное. В интервью ИА Regnum заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Алексей Лихачев отмечает, что многие оппоненты калмыкского президента называют его "одиозной фигурой". Так что внесение вопроса о доверии "дает Илюмжинову некую фору в достаточно жесткой борьбе" и позволяет заранее "определить свое место в строю". Таким образом, не исключено, что Илюмжинов хочет обезопасить себя от возможных действий со стороны Кремля. Или, напротив, убежден в том, что Кремль, как и прежде, будет закрывать глаза на его "маленькие шалости" и позволит и впредь оставаться полновластным хозяином своего ханства.

Кирсан Николаевич владеет калмыкским престолом с весны 1993 года. Более 70% избирателей отдали свои голоса за молодого предпринимателя, который в течение месяца платил из собственного кармана 50% за хлеб и молоко, которые продавались в магазинах Элисты. Можно сказать, что голоса были куплены по сходной цене. А после победы Илюмжинова стали появляться сообщения о пропаже денег, выделенных республике, но обвинения доказаны не были.

Многочисленные обвинения в присвоении и нецелевом расходовании бюджетных средств предъявлялись Илюмжинову и позже. Так, было установлено, что он бесконтрольно распоряжался фондом, формируемым за счет отчислений, которые ежеквартально приходили от предприятий, зарегистрированных в Калмыкии (напомним, что республика одно время имела статус зоны льготного налогообложения). В этой черной дыре растворилось не менее 63 млрд деноминированных рублей, отчет о расходовании которых так и не был получен. Однако Илюмжинов всякий раз уходил от ответственности, а обвинения спускались на тормозах. Инкриминировалось Илюмжинову и участие в организации заказных убийств. Наибольший резонанс получило дело об убийстве редактора газеты "Советская Калмыкия сегодня" Ларисы Юдиной. В результате расследования было обнаружено, что одним из убийц оппозиционной журналистки был школьный приятель Илюмжинова, человек с криминальным прошлым Сергей Васькин, служивший на момент совершения преступления советником президента Калмыкии.

В контексте вышесказанного возможна и такая схема: Кремль договорился с Илюмжиновым, что тот уйдет себе по-хорошему с поста президента республики, получит какую-нибудь синекуру во властных структурах и перестанет разорять Калмыкию, три четверти населения которой живет ниже черты бедности. Это был бы неплохой вариант. Вопрос в том, кто будет претендовать на освободившийся пост? Это может быть уже упоминавшийся Александр Леджинов, банкир Баатр Шонджиев, который выставлял свою кандидатуру на прошлых выборах президента Калмыкии, или генерал МВД в отставке Валерий Очиров. Но не исключено, что появится кандидат, взращенный в Москве или Петербурге, – в последнее время это стало в порядке вещей. Как бы там ни было, через неделю станет известно, продлятся полномочия калмыцкого хана еще на пять лет или его место займет кто-то другой.

Выбор читателей