Туристов заманят в особые зоны

Закон об особых туристско-рекреационных зонах – хорошая инициатива. Но без упрощения въезда в страну и рекламы ее туристических возможностей никакие зоны не выведут российский туризм на качественно новый уровень




В Госдуму поступил проект закона "О внесении изменений в федеральный закон "Об особых экономических зонах в РФ", касающийся создания туристско-рекреационных зон. Документ разработан совместно с Федеральным агентством по туризму и Федеральным агентством по особым экономическим зонам. По словам одного из авторов законопроекта, депутата Юрия Барзыкина, 26 октября он пройдет обсуждение на заседании комитета Торгово-промышленной палаты России по предпринимательству в сфере туризма, после чего будет вынесен на рассмотрение в Думу и, возможно, принят уже этой осенью. Инициатива, безусловно, хорошая, однако вряд ли стоит рассчитывать на то, что после принятия поправок наша страна превратится в мечту туристов.

Проект закона предусматривает налоговые льготы для резидентов туристско-рекреационных ОЭЗ. В частности, предполагаются сниженная ставка единого социального налога (14%), а также снятие 30%-го ограничения на перенос убытков на последующие налоговые периоды. Кроме того, на федеральном уровне планируется освобождение в течение первых пяти лет от уплаты налога на имущество и земельного налога. Основное же отличие туристско-рекреационных ОЭЗ от производственных и технико-внедренческих будет заключаться в возможности их создания на территории сразу нескольких муниципальных образований, что продиктовано природными условиями. Так, например, знаменитое озеро Байкал "делят" между собой Иркутская область и Республика Бурятия.

По мнению заместителя председателя Госдумы Владимира Катренко, закон поможет развитию тех регионов, которые не обладают достаточным производственным, промышленным потенциалом, но имеют природные и экономические ресурсы для развития туризма. Это, в свою очередь, благоприятно скажется на повышении уровня жизни и занятости населения, обеспечивающего функционирование туристско-рекреационных особых экономических зон, полагает депутат. Однако представители индустрии считают, что создавать подобные "оазисы" имеет смысл лишь там, куда уже протоптаны туристические тропы. Наиболее вероятными кандидатами здесь выступают тот же Байкал, Золотое кольцо и особенно Краснодарский край, губернатор которого, собственно, и является инициатором данного начинания. "В России полно уникальных зон, можно наметить 100 или даже 200 точек потенциального туристического роста. Но экономика работает по-другому: сначала обозначаются туристические потоки, затем туда притекает капитал. На Кубани сейчас бум строительства, – говорит гендиректор турфирмы "Дельфин" Сергей Ромашкин. – Надо смотреть, что уже само встает на ноги, поддержать его и пустить ходить, а не искать место на карте и забрасывать туда десант. Камчатка, например, – замечательный регион, но даже создание особой зоны не будет способствовать значительному росту туда турпотока".

Впрочем, не случится увеличения потока туристов, равно как и инвестиций, и в более обжитые путешественниками места, если Россия по-прежнему будет оставаться terra incognita (заметим, очень недешевой terra incognita) для западных рынков. "Какие бы замечательные зоны ни сделали, их нужно освещать в зарубежной прессе: без такого информирования наличие ОЭЗ на иностранных туристов не повлияет никак", уверен директор Департамента въездного туризма "Интуриста" Андрей Сивицкий. А между тем, по данным руководителя Федерального агентства по туризму Владимира Стржалковского, рекламный бюджет РФ за рубежом в 23 раза меньше, чем у соседней Польши, не говоря уж о таких "монстрах", как Египет и Турция. Зато официальное разрешение ступить ногой на территорию России для жителей европейских стран стоит в среднем 40-50 евро – дороже, чем многие европейские визы для россиян. При этом и внутренние цены на гостиницы, музеи, рестораны и прочие туристические радости весьма кусаются. И продолжают ежегодно расти на 20-25%, игнорируя многочисленные предостережения о том, что вот уже несколько лет уровень цен в туристической России не соответствует качеству предоставляемых услуг.

Не удивительно, что число приезжающих в нашу страну иностранных туристов неуклонно снижается. За I полугодие 2005 г. въездной туристический поток уменьшился на 11,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И если раньше отрицательная динамика, по официальным данным, объяснялась сокращением въезда челноков из Польши и Китая, а также мигрантов из стран СНГ, то в этом году впервые государственная статистика первых шести месяцев показала стагнацию прибытий из развитых стран, генерирующих реальные турпотоки. А по целому ряду направлений, таким, как Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Дания, Норвегия, Франция и Швейцария, въезд даже стал сокращаться. По неофициальным же данным опроса, проведенного Российским союзом туриндустрии среди 115 работающих на въезд туроператоров (он был обнародован на прошлой неделе), в минувший летний сезон даже на наиболее популярных направлениях (Москва, Санкт-Петербург, Золотое кольцо) зафиксировано сокращение прибытий на 20-25%.

Решение как минимум половины из названных проблем зависит от государства. А туристско-рекреационные ОЭЗ, хотя и поспособствуют созданию более благоприятного инвестиционного климата в отрасли, сами по себе не выведут российский туризм на качественно новый уровень.

Выбор читателей