"Электрон" ждут в Мурманске

Траулер "Электрон", оказавшийся в центре международного скандала, в сопровождении противолодочного корабля ВМФ России и судна береговой охраны Норвегии направляется в Мурманск




Инцидент с траулером "Электрон", оказавшимся в центре большого международного скандала, похоже, близок к развязке. Минувшей ночью он вошел в российские территориальные воды, где его встретил большой противолодочный корабль "Адмирал Левченко", и примерно к 18:00 мск должен прибыть в порт Мурманска. Как надеются дипломаты и военные, на этом в запутанной истории "Электрона" будет поставлена точка.

Между тем накануне вечером казалось, что события могут вот-вот принять драматический оборот. В ходе переговоров российских пограничников с береговой охраной Норвегии была достигнута договоренность о том, что "Электрон" в сопровождении сторожевого корабля "Тверь" будет отконвоирован в Мурманск, а не в норвежский порт, на чем первоначально настаивала норвежская сторона. Также было решено, что двое норвежских инспекторов, фактически оказавшихся заложниками на борту траулера, будут доставлены в Мурманск, и уже оттуда отправятся домой. Российское командование обещало обеспечить им полную безопасность.

Однако около 21:30 мск российские пограничники получили с борта судна "Григорий Арлашкин", сопровождавшего "Электрон" и препятствовавшего его захвату, сообщение о том, что самолет норвежской береговой охраны попытался остановить российский траулер, сбросив капроновую сеть, но она намоталась на винт "Арлашкина", в результате чего судно в условиях сильного шторма потеряло ход. Инцидент произошел в 80 милях от берега.

Норвежское командование выступило с категорическим опровержением этой информации. По заявлению норвежцев, их самолеты, кроме осветительных ракет и маркерных буев, ничего не сбрасывали.

Тем не менее, в Мурманске склонны больше верить капитану "Арлашкина". "Сеть была притоплена, то есть уже заранее была сброшена по носу корабля. Время суток темное, не заметили наши моряки этого. Я считаю, что это серьезное нарушение со стороны непосредственно норвежских властей, потому что морское судоходство – это безопасность мореплавания... Это могло даже к гибели экипажа привести", – полагает начальник центрального портнадзора наблюдения за флотом Анатолий Москалев.

Сейчас "Арлашкин" взят на буксир спасательным кораблем "Пурга", однако из-за 5-балльного шторма они смогут достичь Hовой Земли только к 21 октября. Владельцы судна намерены подать на норвежцев в суд.

Норвежскую же сторону сейчас больше всего беспокоит то, когда смогут вернуться домой двое инспекторов береговой охраны, оставшихся на борту "Электрона" после того, как рыбаки бежали от норвежских пограничников. Норвегия добилась того, чтобы ее военному кораблю разрешили войти в территориальные воды России. В настоящее время он догнал российский траулер и сопровождающие его суда и вместе с ними должен прийти в Мурманск и забрать норвежских инспекторов.

Как российские, так и норвежские дипломаты выражают надежду на то, что инцидент в Баренцевом море не повлияет на отношения между двумя странами. Вместе с тем, как отмечают в Москве, происшедшее послужило напоминанием о нерешенной проблеме разграничения экономических зон.

Территории, являющиеся предметом спора между Россией и Норвегией, получили в политическом сленге название "серая зона". В 1977 г. норвежские власти приняли решение о расширении рыбоохранной зоны вокруг архипелега на 200 миль, что фактически привело к закрытию всей западной части Баренцева моря для российских рыбопромысловых судов. Согласно заявлению министра иностранных дел Сергея Лаврова, Россия никогда не соглашалась с этими параметрами, а сама тема долгие годы является предметом двусторонних переговоров.

Выбор читателей