Патриарх Всея Америки проиграл современности

Самый известный и влиятельный американский проповедник умирает, так и не достигнув своих целей. Но даже на смертном одре 86-летний Билли Грэм продолжает поддерживать агрессию США против Ирака




В середине 90-х годов этот харизматичного вида старик часто обращался к россиянам из телевизора. Он призывал сохранять семейные ценности, верить в Бога и следовать Его заветам. А в качестве образца нравственности приводил американских протестантов. Без сомнения, его речи тогда способствовали быстрому распространению протестантизма в России. Тем парадоксальней, что у нас плохо не знают, кто такой Билли Грэм, которого часто величают не иначе как "руководителем мировой протестантской закулисы".

В июле этого года "Пастор всей Америки", "Папа протестантского мира", 86-летний проповедник-евангелист Вильям Грэм прочитал в Нью-Йорке последнюю проповедь и удалился на покой в свой дом в горах Северной Каролины. Пожилой проповедник страдает раком предстательной железы, водянкой головного мозга и болезнью Паркинсона. Во время последних выступлений передвигаться по сцене ему помогали ассистенты, а рядом неотлучно находился сын Франклин – официальный преемник отца и фактический руководитель мощной Евангелистской Ассоциации Билли Грэма (BGEA).

За свою более чем 60-летнюю пасторскую деятельность Билли Грэм выступил более чем перед 210 млн людей в 185 странах, по количеству поездок и встреч опередив Иоанна Павла II. Особо следует заметить, что ему удалось даже пробить северокорейский "железный занавес" – больше никто из религиозных деятелей не смог прорваться к последователям идей чучхе с проповедью. В Москве Грэм впервые побывал еще на закате брежневской эпохи, в 1982 году. Все 24 книги Билли Грэма выходили массовыми тиражами, и почти все стали бестселлерами. Энергичный, мобильный и очень "медийный" протестантский проповедник сумел прожить свою долгую жизнь, не запачкавшись в финансовых и сексуальных скандалах. Его советами дорожили все послевоенные американские президенты за исключением Трумена, который называл проповеди тогда еще молодого Билли Грэма фальшивыми.

Проповедническая деятельность Грэма и его влияние на умы Америки и судьбы мира – это большое явление, которое, вероятно, будет в полной мере оценено не сегодня. Билли Грэм – знаковая фигура не для одного поколения консервативной Америки. Консервативной в нравственно-мировозренческом смысле этого слова. Не будучи главным и, тем более, единственным разработчиком неоконсервативной системы взглядов, Билл Грэм, пожалуй, наиболее полно эту систему озвучивал и наиболее массово пропагандировал. Именно в его проповедях неоконсервативные ценности были провозглашены непреходящей ценностью всей нации – от безработных до миллионеров. Часть исследователей его деятельности прямо утверждают – понять консервативную Америку с ее имперскими замашками можно только через призму речей Билли Грэма.

Общественная жизнь Грэма – весьма деликатный вопрос. Официально на протяжении многих лет он дистанцировался от нее. Для человека, мнение которого хотят узнать по любому поводу, это было нелегко. Однако скандалы гремели совсем близко от главного евангелиста Америки. Так, рассекреченные в связи с Уотергейтским скандалом записи его переговоров с президентом Никсоном дали почву для обвинения пастора в государственном антисемитизме, а секретное письмо Грэма Никсону от 15 августа 1969 г. с энергичными призывами разрушить за одну ночь экономику Северного Вьетнама массированными бомбардировками выявили жесткую личную позицию в кризисное для страны время. Все это неоднократно давало повод для обозревателей рассматривать протестантского проповедника как серого кардинала американских неоконсервативных кругов, а его ассоциацию – как часть государственной машины Соединенных Штатов, причем часть скрытую и недоступную для общественного контроля, своего рода корпорацию единомышленников, в которой огромную роль играют личные и семейные связи. Кое-кто даже поговаривал о заговоре консервативных протестантов и "новой христианской мафии" с Грэмом во главе. В частности, американский историк Вейн Мэдсен открыто назвал BGEA "христианской мафией", имеющей стратегической целью установление мирового христианского или даже протестантского правительства путем роста американского геополитического влияния. Тактическая цель на этом пути – укрепление союза США и Израиля как фактора противостояния исламу и европейскому демократическому секулярному социализму. Для произраильской политики части американского истеблишмента радикальной критикой был даже придуман термин "христианский сионизм".

После отхода от дел Билла у критиков есть новая мишень – его сын и преемник Франклин, известный своими далекими от политкорректности антиисламскими высказываниями.

В свете этой критики самого Билли Грэма скорее следовало бы назвать не Папой, ибо современный католицизм более наднационален, а Патриархом Всея Америки, потому что его консерватизм был и продолжает быть тесно связанным с идеями американской государственности и американского патриотизма. Характерным примером деятельности, идущей под именем Грэма-старшего является, например, долговременная кампания по поддержке личного состава расквартированного в Афганистане и Ираке "Благословим наши войска", проводимая BGEA.

Вместе с тем, Грэм, безусловно, отличается от пугала, рисуемого критиками. В реальной жизни проповедник регулярно делал шаги, дистанцирующие его от примитивного воинствующего христианского фундаментализма. Во время скандала "Клинтон–Левински" он пытался смягчить самых рьяных критиков нравственности президента и призывал рассматривать ситуацию с простых человеческих позиций. Проповедник продолжает весьма терпимо относиться к рок-музыке, считая ее языком, приемлемым для разговора с молодежью. Билл Грэм говорит с миллионами американцев понятными и близкими словами, не теряя здравого смысла. Он, безусловно, общественная величина, но его программа может быть выражена довольно просто: социальный прогресс происходит лишь при сохранении традиционных моральных и семейных ценностей, на основе технического прогресса и в условиях укрепления американской государственности.

Ныне Америка полнится слухами, что измученный старик, находящийся на грани смерти, не до конца доволен плодами своей деятельности. Ему не удалось вернуть жизнь простых американцев в прокрустово ложе протестантской этики. Самый могущественный проповедник самой могущественной державы проиграл современности.

Выбор читателей