Бушу помогают небеса и наглость

Еще 4 года мир будут терпеть ковбойские замашки американского президента. Почему же так произошло? Какие силы и какие факторы привели к победе Буша? Смеем утверждать: иррациональные!




Этого человека даже на родине считают недалеким парнем и коллекционируют его "бушизмы". Он умудрился превратить немалый бюджетный профицит страны, оставленный его демократическим предшественником, в колоссальный, рекордный для США дефицит казны в полтриллиона долларов; произошло значительное сокращение рабочих мест.

В Европе за ним закрепилась прочная репутация неотесанного ковбоя-деревенщины, твердолобого и самоуверенного ретрограда. При Буше США настолько беспардонно вели себя в мире, что едва не перессорились со всеми своими союзниками. Будучи атакованы международными террористами, распотрошили две исламские страны, одну – по явно "сфабрикованному обвинению". Причем американская администрация продолжают упорствовать в своей ошибке, все глубже погружая в хаос Ближний и Средний Восток. Итог: антиамериканские настроения усилились во всем мире. Накануне президентских выборов шла просто вселенская кампания, суть которой можно выразить словами Стинга: "Лучше голосовать за шимпанзе, чем за Буша". Сорос не жалел денег на то, чтобы Буш ушел из Белого дома. А в роли шимпанзе выступал интеллигентного вида демократ Джон Керри, который трижды разгромил Буша в ходе теледебатов...

Казалось, Джордж Буш-младший нелюбим и побежден всем миром и просто должен уйти. Но вот чудо: американцы вновь избрали его своим президентом. Еще четыре года страна и мир будут терпеть ковбойские замашки, замешанные на религиозном пафосе этого деятеля. Почему же так произошло? Какие силы и какие факторы привели к победе Буша? Смеем утверждать: иррациональные!

...Американский писатель Том Вулф, автор романа "Костры амбиций", называет этих людей "шотландцы-ирландцы" и указывает на книгу ветерана вьетнамской войны, бывшего главкома ВМФ США Джеймса Уэбба "Рожденный в сражении" (Born Fighting), где хорошо описана эта этническая группа населения США. Она достаточно многочисленная, но неприметная, рассеянна по всем Аппалачам и таким территориям, как юг Огайо или Теннеси. С экономической точки зрения они не очень "успешные" люди: "Это твердолобые индивидуалисты, которые гораздо выше ценят свой образ жизни, чем финансовое положение". Их независимость неотделима от оружия, и поэтому "появление политика, выступающего за установление контроля над оружием, они воспринимают как вопрос, касающийся их лично". А "Национальная стрелковая ассоциация" является чем-то вроде олицетворения их социально-этнической касты. Неудивительно, что они обожают драки. "Еще до образования Соединенных Штатов, во время войн против французов и индейцев армейские вербовщики появлялись в обеих Каролинах и Аппалачах и спрашивали: "Эй, кто-нибудь хочет идти воевать с индейцами?". И всегда находилась толпа парней, готовых записаться в солдаты, – говорит Вулф, – со временем эти люди так и не утратили своей страсти к дракам".

И еще одна – возможно, основополагающая черта: они "с максимальной серьезностью" относятся к вере в Бога. Они – протестанты. "Мне смешно, – пишет Вульф, – когда кто-то говорит о "христианских правых". Эти люди не правые, они просто религиозные и все, точка". А в силу этого своего качества, человек "разумеется, будет выступать против браков между гомосексуалистами и против абортов. Он будет выступать против множества вещей, из которых в конечном итоге и сложилась литургия либерально настроенных интеллектуалов", – полагает писатель.

Одним словом, "шотландцы-ирландцы" как нельзя более отвечают параметрам потенциального электората Джорджа Буша. "Когда другие американцы говорят о "деревенщинах", речь идет именно о них, – говорит Том Вульф. – Вот эти люди и голосовали за Буша". "В Цинциннати Буш одержал победу с перевесом в 150 иы голосов, и именно юг Огайо в своей совокупности повторно отправил его президентствовать в Белом Доме". Жителям американской глубинки импонирует бушевская прямота и целеустремленность (которые в Европе считают твердолобостью), "ковбойский" стиль в большой политике – то, как он лихо разбирается с "плохими парнями" за океаном.

Демократы ничего не смогли противопоставить Бушу в борьбе за "деревенский" электорат, который оказался весьма внушительным. Керри остался чужим для жителей американской глубинки. Зато Буш среди них – свой в доску. "Несмотря на свой внешний вид состоятельного и рафинированного типа, несмотря на свое происхождение и полученное образование, Буш великолепным образом умеет общаться с такими людьми на равных", – утверждает Вулф. "Он ходит как они, говорит как они, обожает скот и, по его словам, получает огромное удовольствие от автомобильных гонок NASCAR – самого популярного в Штатах зрелища".

Другой фактор, предопределивший победу Буша, – это религиозность президента, которая, в силу своей наивности, не оставляет сомнений в ее искренности. А это для американского общества принципиально. Керри тоже брал на вооружение своей предвыборной кампании тему веры в Бога, но это, скорее, сыграло против него. В таких вопросах всякая фальшь распознается мгновенно, а Керри говорил буквально следующее: "Я адепт Римско-католической Церкви, а потому должен верить в Бога". Как ехидно подметил Том Вулф: "Он произносит это, словно обращаясь к стратегу кампании Демократической партии Джеймсу Карвиллу и спрашивая: "Так?". Вполне очевидно, что вера в Бога не является неотъемлемой частью его жизни". Зато когда Буш сразу же после переизбрания провозгласил 11 ноября Днем ветеранов и призвал американцев отметить это событие "церемониями и молитвами" – это прозвучало вполне органично и убедительно. Убедительны и цифры: за Буша голосовали 79% избирателей евангельской веры и даже 52% американских католиков – несмотря на то, что Буш – протестант, а католик – Керри...

Возможно, на нынешних выборах в США сработал призыв, известный России с 1996 г.: "Голосуй сердцем". В том смысле, что если умом подумать, то Керри лучше, но "душа не лежит" к нему... Безусловно, были и другие факторы, которые склонили сердца большинства американских избирателей в сторону Буша (например, его последовательная борьба с терроризмом: настоящим или мнимым – не важно), но одним из главных был фактор религиозный. Попросту говоря – вера в Бога. Профессор социологии Хьюстонского университета Линн Митчелл утверждает, что для Америки это далеко не новое явление. Религия всегда играла важную роль в американской политике: "Христианские моральные ценности побуждали людей бороться за отмену рабства, прекращение расовой дискриминации и войны во Вьетнаме". Причем эти ценности играли роль именно той "малой закваски", на которой готовится все тесто общественного мнения и устоев.

Сегодня религиозный фактор в американской политике активизировался. Произошло это потому, что либеральные ценности ведут наступление на ценности христианские. Постепенно легализуются аборты, кое-где признают однополые браки, в ряде штатов принимались судебные решения о недопустимости молитв в публичных школах. Все это побудило различные религиозные группы объединить свои усилия по защите устоев: "В последние 10-12 лет в США возникла религиозная коалиция, превратившаяся в политическую, – говорит профессор Митчелл. – Произошло сплочение евангелистов, пятидесятников, консервативных католиков и многих религиозных групп с различными традициями". И вся эта коалиция голосовала, естественно, за Буша – поборника христианских ценностей. Он категорически против абортов. Он внес на рассмотрение конституционную поправку, определяющую брак исключительно как "союз между одним мужчиной и одной женщиной"... Что ж, в наше время это совсем не лишняя дефиниция! Возможно, скоро – когда мы научимся клонировать себе подобных – придется законодательно уточнять, какое существо является человеком, а какое – нет. Но не будем о грустном.

Профессор Митчелл уверен, что религия будет и впредь играть видную роль в американской политике, поскольку она имеет "глубокие корни в национальной культуре". А значит, вопросы морали будут и дальше влиять на американскую политику и итоги выборов. Нынешние выборы в этом смысле очень показательны: факторы, приведшие к победе Буша – все сплошь иррациональные, они относятся к особенностям личности президента. Это говорит о том, что американский избиратель задумывается не только (и не столько) об экономической программе, но и о моральных принципах кандидатов в президенты. И это, конечно, хорошо. Вот только жаль, что на внешнюю политику США мораль никак не влияет: то, что творил, творит и наверняка еще четыре года будет творить в мире американский президент-христианин, иначе как беспределом не назовешь.

Выбор читателей