Казахстан не будет объединяться с Россией

Глава казахстанского внешнеполитического ведомства назвал информацию о якобы готовящемся объединении двух стран пустыми измышлениями. Россия и Казахстан будут крепко дружить, не нарушая суверенитета


ФОТО: np.kz



Вчера глава МИД Казахстана Касымжомарт Токаев подтвердил, что Казахстан не планирует объединяться с Россией. "Кое-кто вбрасывает в СМИ измышления о якобы имеющихся планах слияния двух государств и создания некоего Союзного государства. Заявляю, никаких планов слияния с Россией не существует", – подчеркнул Токаев, выступая на правительственном часе в парламенте. При этом глава казахстанского внешнеполитического ведомства отметил, что стратегическое сотрудничество двух стран будет укрепляться: "С Россией подписаны важные соглашения, охватывающие все сферы взаимодействия, и эта работа будет продолжаться. Политическая элита России недаром называет Казахстан самым близким союзником своей страны. Это свидетельство взаимного доверия и крепкой дружбы между нашими странами".

Напомним: недавно со ссылками на некие высокопоставленные "кулуары" появилась информация о том, что именно путем слияния двух государств будет решен вопрос о пресловутом третьем сроке Путина. Якобы российско-белорусский вариант надежд Кремля не оправдал, поэтому рассматривается Казахстан – достаточно либеральная для Азии страна, имеющая кредитный рейтинг на уровне российского и положительное сальдо внешней торговли. Аналитики тогда дружно высказались против подобного сценария. Президент фонда "Политика" Вячеслав Никонов пояснил, что считает слухи о слиянии провокацией, вброшенной казахстанской оппозицией против Назарбаева, который якобы отказывается от собственного государственного суверенитета. "Полным бредом" назвал такую возможность и политолог Станислав Белковский: по его словам, национальный проект, который реализует Нурсултан Назарбаев, совершенно не предполагает объединения с Россией. Руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин считает, что подобный альянс был бы, скорее, мезальянсом: Казахстан более успешен в экономических преобразованиях, чем Россия, которая "является более мощным, но отстающим по ряду показателей экономическим игроком", и потому две страны и в экономической сфере не могут быть равными партнерами. Собянин счел, что "вброс" информации о грядущем объединении – не более чем информационный шум, нацеленный на подготовку общества к тому, что Путин все же останется на третий срок.

Между тем, сам Путин, уставший повторять чуть ли не в каждом интервью, что третьего срока не будет, во вчерашней беседе с нидерландскими корреспондентами на вопрос о своих планах после 2008 г. отвечал чрезвычайно расплывчато: "У каждого нормального человека должны быть планы. Не представляю себе человека вообще без планов", а затем напомнил о суеверье, согласно которому "говорить о будущем – не очень хорошая примета". Но журналисты не отступали, и президент развил тему: "Мне, конечно, небезразлично, в чьих руках окажется судьба страны, которой я посвятил всю свою жизнь. Но если каждый вновь приходящий глава государства будет менять Конституцию под себя самого, то от этого государства скоро ничего не останется. Я думаю, что политические силы России являются достаточно зрелыми для того, чтобы понимать свою ответственность перед народом Российской Федерации. И в любом случае президентом страны станет тот человек, за которого проголосуют в своем большинстве граждане России. Вместе с тем хочу обратить внимание на то, что полномочия новому президенту фактически передаются по Конституции после принятия им присяги, а до этого полную ответственность за положение в стране несет действующий глава государства. Я не допущу никакой дестабилизации в России во имя интересов русского и других народов Российской Федерации".

Некий простор для толкований после этих слов все же остается. Путин не зря оговорился насчет того, что полномочия новому президенту фактически передаются по Конституции после принятия им присяги, а до этого полную ответственность за положение в стране несет действующий глава государства. Преемника могут даже и выбрать – а вот потом может произойти что угодно. Например, большинство россиян поймет – уже постфактум, – что Путин лучше. И придется Владимиру Владимировичу, скрепя сердце, править дальше.

Так что варианты "стабилизации", как видим, еще не до конца исчерпаны – даже без Казахстана. 84% жителей которого, кстати, пару лет назад высказались в ходе социологического опроса за объединение с Россией. Но до этого счастливого дня они, вероятнее всего, не доживут.

Выбор читателей