Приднестровцы сильно обижены на Россию

Большинство жителей Приднестровья, желающие быть гражданами РФ, вынуждены получать гражданство других государств. Привычная нерасторопность Москвы сыграла на руку Кишиневу и Киеву




Интервью с депутатом Государственной думы, членом Постоянной делегации Федерального собрания РФ в Парламентской ассамблее черноморского экономического сотрудничества Ольгой Селиверстовой.

"Yтро": Ольга Юрьевна, недавно Приднестровье отметило 15-летие своей фактической независимости. Эту дату непризнанная республика встретила в условиях жесткой экономической блокады. Что сейчас происходит на левом берегу Днестра?

Ольга Селиверстова: Учитывая тему нашего разговора, затрагивающего проблемы молдавско-приднестровского конфликта, за которым стоят судьбы тысяч людей, в том числе и наших соотечественников, проживающих по обе стороны Днестра, я считаю необходимым быть крайне аккуратной в оценках ситуации. Тема "горячих точек", конфликтных регионов всегда вызывает повышенный интерес журналистов и политиков. Каждый пытается оценить обстановку и дать "свои" рецепты. Однако неосторожные или непрофессиональные высказывания, сделанные публично, только нагнетают ситуацию, разжигая страсти конфликтующих сторон. Я не намерена вносить свою лепту в кипящий котел страстей. Моя задача прямо противоположная – способствовать снижению напряженности. В российском парламенте я представляю интересы моих избирателей, проживающих и в Республике Молдова, и в Приднестровье, и, встречаясь с ними, слышу один и тот же вопрос – чего ждать от завтрашнего дня? Люди хотят самого главного – спокойствия и мира.

Возвращаясь к вашему вопросу о том, что происходит сегодня на левом берегу Днестра, я бы охарактеризовала ситуацию как условно стабильную. Поясню свое определение. Приднестровье обладает достаточно богатым промышленным потенциалом, который удалось сохранить. Однако, в условиях серьезных ограничений в отношении экономических субъектов республики и изменения ситуации на границе с Украиной, все более осложняется процедура ввоза сырья для промышленности республики и вывоза готовой продукции заказчикам. Тем самым инициируется остановка предприятий и уменьшение объемов производства. Для региона, где около 95% предприятий – экспортно-импортные, это практически смертельный диагноз. Только с начала 2005 г. к выпуску промышленной продукции не приступило 34 предприятия. За первые 6 месяцев текущего года допущен спад производства продукции на 69 предприятиях, или 43,7% от их общего числа. Общее состояние с трудоспособными ресурсами тоже не радужное: в производстве занята лишь треть населения, остальные работают в мелком бизнесе и обслуживающем секторе. Но все они зависят от доходов бюджетников и рабочих предприятий, причем предприятий действующих. Все это ведет к увеличению количества малоимущих граждан Приднестровья, в том числе имеющих гражданство Республики Молдова, Российской Федерации и Украины.

Необходимо отметить, что режим блокады весьма ощутимо ударил и по экономике самой Молдовы. Ставя препоны на пути развития Приднестровья, руководство Молдовы усугубляет собственный кризис, ограничивая свои экономические возможности. В результате страдают люди и по ту, и по другую сторону Днестра.

В такой очень непростой обстановке говорить о высоком уровне жизни приднестровцев не приходится. И все же хочу отметить, что в республике наблюдается социальная направленность проводимой руководством политики. В период с 2001 по 2004 гг. размер среднемесячной заработной платы увеличился с $44 до $90, а на 1 июня 2005 г. составлял $116. Произошло повышение среднего и минимального размера пенсии: средний размер пенсии за вышеуказанный период повысился с $20 до $24, а в июне 2005 г. составил $34,6. Правда, следует отметить, что данное увеличение стало возможным благодаря активизации приватизационного процесса. Однако с 2007 г., когда процесс приватизации будет завершен, подпитка бюджета деньгами, вырученными от продажи госсобственности, фактически прекратится. Это снизит показатели поступлений в бюджеты разных уровней примерно на 40%. И если к тому времени экономическая блокада будет по-прежнему душить внешнеторговую деятельность республики и развитие ее промышленного потенциала, возможно резкое усиление социальной напряженности.


Российская делегация на переговорах с представителями Приднестровья

Еще одна острейшая проблема жителей Приднестровья – большие сложности, связанные с пересечением международных границ в пределах СНГ. Введение единого перечня документов, необходимых для поездок, поставило под удар около трети населения республики, не имеющего гражданства признанных стран. Люди стали практически "невыездными", так как паспорт гражданина Приднестровской Молдавской Республики не имеет юридической силы за ее пределами.

"Y": На этой теме хотелось бы остановиться подробнее. Огромное число жителей Приднестровья хотят стать гражданами России, но этот процесс затягивается из-за довольно сложной процедуры принятия гражданства. Тем временем в плане предоставления гражданства активизировалась Украина, а не так давно к упрощенной процедуре получения молдавского гражданства жителями Левобережья заявили и в Кишиневе...

О.С.: Вопрос оформления российского гражданства – моя головная боль вот уже два года. С первого дня депутатской деятельности именно с этой проблемой ко мне чаще всего обращались жители Приднестровья и Молдовы. Одним из основных условий разрешения этой проблемы должно стать открытие генерального консульства Российской Федерации в Тирасполе. Но вопрос остается до сих пор открытым, и я буду продолжать его продвигать. Следует также принять ряд мер по упрощению и удешевлению процедур оформления документов. Необходимость принятия этих решений давно была очевидна, но мы все еще топчемся на месте. Наша непростительная медлительность дает свои негативные результаты: сегодня наблюдается повышенный ажиотаж в консульских отделах посольства Украины и паспортных столах Молдовы. В отличие от нас, они не тратили времени на раскачку, ввели значительные изменения в систему сбора документов в сторону упрощения и сделали большую часть процедур бесплатными. Получается, российская система присвоения гражданства продолжает оставаться самой сложной, дорогостоящей и длительной. В итоге мы имеем следующую картину: наибольшее количество жителей получили молдавское гражданство, следующее по численности – украинское гражданство, а российские паспорта – на третьем месте. Правда пока еще не определились около 150 тыс. жителей, но их выбор, если мы не изменим ситуацию, очевиден.

Мы сами спровоцировали парадоксальную ситуацию, когда большинство жителей Приднестровья, желающие быть гражданами России, вынуждены получать гражданство других государств. Наше отношение к предоставлению гражданства вызывает большую обиду и недоумение у приднестровцев. На сегодняшний день резко сократился удельный вес граждан Российской Федерации на территории ПМР. Таким образом, наша нерасторопность сыграла на руку Кишиневу и Киеву, в действиях которых явно прослеживается стремление к выдавливанию России из Приднестровья.

"Y": Уже не раз в Кишиневе заявляли об изменении миротворческого мандата в зоне конфликта. Реальна ли замена российского миротворческого контингента на какой-то другой?

О.С.: Вопрос вывода российских миротворческих сил из региона довольно длительное время является камнем преткновения в ходе всего переговорного процесса. Он присутствует в том или ином варианте в любом плане урегулирования приднестровского конфликта. Вспомним, что украинский "план Ющенко" предполагает скорейший вывод из зоны конфликта российских миротворцев и демилитаризацию региона. Российский "меморандум Козака" также предусматривает вывод российских войск из региона, причем предложен конкретный механизм вывода и его реальные сроки.

В последнее время на волне повышенного интереса НАТО и ОБСЕ к приднестровскому урегулированию появились проекты новых схем миротворческих сил. Вокруг этих "новейших" схем ведется множество дискуссий, в частности, и по вопросу, под чьим мандатом осуществлять миротворческую операцию. Ныне действующие в регионе миротворческие силы доказали свою эффективность, успешно выполняя задачи по обеспечению мира и стабильности в Зоне безопасности – более 10 лет режим прекращения огня не нарушался и не было зарегистрировано жертв ни среди мирного населения, ни в рядах миротворцев. Целесообразно ли в таком случае менять существующий и эффективно действующий механизм на иной формат миротворческой операции, который может привести к непредсказуемым последствиям?

"Y": Так каким образом должен решаться приднестровский конфликт?

О.С.: На этот вопрос может быть единственный и однозначный ответ: конструктивный диалог за столом переговоров. Необходимо возобновление полномасштабного переговорного процесса с участием посредников в урегулировании. Иного пути просто нет и быть не может.

"Y": Спасибо за беседу.

Беседовал Юрий Котенок

Выбор читателей