Партийным правительством займутся после губернаторов

Сегодня ГД рассмотрит в первом чтении законопроект о выдвижении кандидатов в губернаторы партиями, одержавшими победу на региональных выборах. Аналитики по-прежнему видят в документе множество "подводных камней"


ФОТО: gryzlov.ru



Сегодня Госдума рассмотрит в первом чтении законопроект о выдвижении кандидатов в губернаторы политическими партиями, одержавшими победу на региональных выборах. Об этом накануне сообщил спикер нижней палаты парламента Борис Грызлов. Он напомнил, что законопроект внесен в Думу президентом, еще в апреле 2005 г. заявившем о необходимости усиления роли партий в формировании органов исполнительной власти субъектов РФ. "В качестве кандидата на пост главы региона президентом мог бы предлагаться представитель победившей на региональных выборах партии", – сказал Путин. Назвав эту инициативу "существенным шагом в развитии политической системы России", Грызлов выразил уверенность в том, что парламентское большинство подержит закон.

Следующим шагом "в этом направлении", по мнению спикера, может быть переход к формированию партийного правительства. "Я не говорю, что этот шаг нужно делать срочно, но, возможно, он будет сделан", – резюмировал Грызлов.

Между тем, аналитики по-прежнему видят в законопроекте массу подводных камней. В частности, не совсем понятно, действительно ли мнение победившей партии станет определяющим при выборе кандидатуры на пост главы региона – ведь согласно существующей сегодня процедуре, кандидатуры на должность губернатора президенту представляет полпред. "Здесь четкого решения пока нет, есть разведка определенная. Подзаконный акт, который подписал президент и который устанавливает порядок подачи кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта федерации, гласит: за 99 дней до конца срока высшего должностного лица полномочный представитель президента подает в администрацию президента определенное количество кандидатур. Количество их не оговаривается, там может быть и три, и четыре, и пять. После того как они пройдут соответствующее согласование в администрации, их должно остаться два, президенту подается список из двух человек. И уже президент как бы выбирает из представленных ему кандидатов ту кандидатуру, которая будет представлена законодательному собранию. В принципе, кандидатура представленная партией, может идти таким же порядком, как и все остальные, скажем, одной из пяти – тех, которые представляет полномочный представитель президента", – заявил на днях в эфире радиостанции "Маяк" председатель комитета ГД по делам федерации и региональной политики Виктор Гришин. Впрочем, по его словам, может быть и другое решение. "На сегодня законодательный орган власти имеет право своим постановлением оказывать недоверие высшему должностному лицу субъекта Федерации, и по недоверию это постановление идет прямо к президенту Российской Федерации. В принципе, может быть и такое решение, что если законодательный орган принял постановление, решение о представлении кандидатуры какого-то человека, которого представила партия, эта кандидатура может направляться непосредственно президенту Российской Федерации. Но все зависит от того подзаконного акта, который на сегодня существует. На мой взгляд, он, конечно, будет меняться, но какое решение будет принято, здесь, видимо, в первую очередь будет решение президента", – сказал парламентарий.

Получается, что партиям предоставляется номинальное право предлагать кандидатуру, которая может и не войти в последний список из двух человек. Существуют и другие потенциальные накладки. Например, по мнению генерального директора Совета по национальной стратегии Валерия Хомякова, "одна ситуация, когда одна партия набирает, условно говоря, 51% с лишним, а все остальное разбирают какие-то другие партии. Тогда эта партия спокойно может посылать все остальные и говорить: мы с вами не консультируемся, у нас есть кандидатура, мы будем ее предлагать. Вторая ситуация – когда все партии набирают по чуть-чуть. Участвуют 10 партий, и каждая получила, условно говоря, по 10%. Здесь задача законодателей и тех, кто будет реализовывать этот закон, – обязать и заставить партии заниматься коалиционной политикой уже после выборов".

В случае, когда явного победителя на региональных парламентских выборах нет, неизбежен поиск компромиссной фигуры. Вопрос в том, найдут ли депутаты такую фигуру, которая устраивает все стороны и в то же время соответствует требованиям региона. "И поэтому президент действительно должен иметь не одну, а несколько кандидатур для того, чтобы все-таки в случае, если эта кандидатура не удовлетворяет тем принципам, которые важны при отборе кандидатуры на должность высшего должностного лица, здесь он должен иметь возможность отобрать то, что ему нужно", – считает Гришин. По этой логике, говорить о формировании местной исполнительной власти победившей партией как минимум преждевременно – все равно последнее слово в любом случае останется за президентом. Речь, скорее, идет о некоем эксперименте, который – и тут единороссы правы – в ближайшее время вряд ли найдет применение на федеральном уровне. Так, Гришин призвал к повышенной осторожности "при опробовании методов, которые ведут нас к парламентской республике". "Мы не имеем на сегодня достаточно сильных и серьезных партий, в которых есть люди, которые могли бы претендовать на все посты в правительстве и на все посты в регионах, – отметил он. – Нужно время и стимулы, чтобы, опробуя эту систему таким образом, каким мы сегодня предлагаем, мы поняли, что те кандидатуры, которые представляются, действительно заслуживают внимания".


Выбор читателей