Партийные губернаторы: за и против

Дума готовится к рассмотрению законопроекта о выдвижении кандидатов в губернаторы политическими партиями. Тем временем региональные политики обсуждают недостатки этой инициативы




Законопроект о выдвижении кандидатов в губернаторы политическими партиями, внесенный в Госдуму президентом РФ, ориентировочно будет рассмотрен в первом чтении 15 ноября. Об этом заявил вчера председатель думского комитета по делам Федерации и региональной политике Виктор Гришин. По его словам, второе и третье чтения состоятся в начале декабря, и до конца года закон поступит в Совет Федерации. По мнению главы комитета, в законопроекте нечетко прописана процедура выдвижения губернаторов: не совсем понятно, кто именно и как будет предлагать президенту кандидатуры. Однако Гришин считает, что этот вопрос может быть решен в ходе доработки документа ко второму чтению.

Напомним, что законопроект предоставляет право партиям, победившим на региональных парламентских выборах, выдвигать кандидатуру губернатора на рассмотрение президентом РФ. Сам Гришин не исключает того, что партии будут предлагать не только кандидатуры своих однопартийцев, но и беспартийных граждан, если "их деятельность будет способствовать динамичному развитию региона, что в конечном итоге позволит укрепить и позиции партии". При этом возможность выдвигать кандидатуры на пост главы региона сохранится и у полпредов.

О том, что такая инициатива будет предложена, Путин объявил еще в апреле, обращаясь с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию. Некоторые наблюдатели объясняют инициативу президента стремлением переложить хотя бы часть ответственности за новую исполнительную власть в регионах на плечи депутатов (сейчас за все возможные ошибки своих "назначенцев" отвечает президент).

Между тем региональные политики неоднозначно расценивают обсуждаемую идею. Несмотря на ряд плюсов предлагаемой системы (в частности, расширение прав местных законодателей, появление дополнительного стимула в борьбе партий за депутатские мандаты), существуют, например, мнения о том, что в рамках нынешней управляемой демократии – когда известно, какая партия победит и член какой партии станет губернатором, предлагаемая новация – всего лишь имитация демократии. Кроме того, существуют опасения, что новый механизм может способствовать нежелательному слиянию власти и бизнеса.

"В целом законопроект достаточно положительный. Президенту удобно – партии будут нести ответственность за выдвинутую кандидатуру. Вынесение такого законопроекта можно назвать уступкой партиям. Во время своих выборов президент пообещал партиям, что они смогут формировать правительство России. Пообещал, но полномочий не дал и сам занялся формированием исполнительной власти. Поэтому принятие этого законодательства – возможность для партий на местах пользоваться привилегией формирования исполнительной власти", – заявил ИА Regnum депутат Архангельского областного собрания Михаил Силантьев. Он отметил, что практически во всех регионах России партией большинства является "Единая Россия", на втором месте – ЛДПР, а на третьем – "Родина". В то же время, как правило, в регионах партии большинства завязаны на финансы, вкладываемые из денежных мешков местных олигархов, подчеркнул депутат, поэтому получится, что после выборов олигархи, помимо денег, получат еще и власть. Так, в Архангельской области партия-победитель держится за счет денег лесопромышленного комплекса. На следующих выборах ЕР выдвигает кандидатуру руководителя политсовета партии Единая Россия", а по совместительству генерального директора одного из крупных предприятий, "и получается у нас полное слияние политики и бизнеса", убежден Силантьев. "Но при этом четко нужно понимать, что за подобные решения будет отвечать партия большинства, причем на федеральном уровне, так как вся ответственность ложится на партию", – сказал он.

Не совсем понятны пока региональным парламентариям и механизмы разрешения возможных конфликтов в случае, если президент будет вносить в местный закс одну кандидатуру, а парламентское большинство – другую. "Президент может внести кандидатуру своего губернатора, а может согласиться с кандидатурой парламента региона. Данное противоречие нужно законодательно доработать. А то получается, региональный парламент голосует, но право принимать решения не имеет. Если бы доработать президентский законопроект в пользу региональных парламентов, то тогда можно было бы снять существующее противоречие. Сейчас закон выглядит запутанно", – считает председатель Мурманского регионального отделения партии "Яблоко", директор мурманского ЭПИ-центра Игорь Лебедев.

Второй секретарь Мурманского комитата КПРФ Владимир Пеляк считает, что необходимо дать партии большинства право не выдвигать, а избирать губернатора: победившая на выборах партия должна сама формировать правительство. "Однако я считаю, что это невыгодно президенту, так как ему придется поступиться своими полномочиями. И второе: в случае, если парламент не одобрит предложенную президентом кандидатуру, у государственной власти всегда есть рычаги, которые эффективно влияют на депутатов. Этому может поддаться даже партия большинства. Что говорить, у Путина всегда есть методы воздействия на непослушных депутатов", – отметил коммунист.

"В этой ситуации многое будет зависеть от того, с каким перевесом победит на будущих выборах, а в Тверской области они пройдут уже 18 декабря, партия большинства. Если он будет подавляющим, и она получит свыше 50% депутатских мандатов, то выдвинутая ею кандидатура имеет все шансы быть утвержденной и в ЗС, и президентом, – считает председатель комиссии Законодательного собрания Тверской области Надежда Егорова. – Но даже если президент предпочтет прислать на утверждение другую кандидатуру, думаю, что процедуре голосования будут предшествовать переговорный процесс, в ходе которого стороны придут к разумному компромиссу. Конечно, предпочтительней для региона выглядит кандидатура губернатора, предложенная местным парламентом, в этом случае можно избежать ненужной конфронтации между различными ветвями власти и наладить конструктивное сотрудничество. Тем не менее, я не думаю, что депутаты нашего Законодательного собрания с упорством, достойным лучшего применения, будут отстаивать свою кандидатуру и под угрозой роспуска отвергать креатуру президента. Вероятность такого развития сценария крайне мала".

Председатель совета местного отделения партии "Родина" в Печенгском районе Мурманской области Валентин Чижевский, в свою очередь, считает, что если президент будет предлагать кандидатуру, альтернативную той, что предлагает партия большинства, "победит" все равно президентская креатура: "Партия большинства сейчас – единороссы, а они принимают любое решение президента без колебаний".

В то же время, в "Яблоке" задаются принципиальным вопросом: что такое победившая партия? Это та, которая набрала большинство голосов на выборах, или это блок партий, сформировавших большинство в парламенте? Понятно, что в первом случае преимущество может быть на стороне ЕР, находящейся в наилучшей электоральной форме, а во втором случае речь может идти как раз об оппозиции, договорившейся "дружить" в рамках парламента после выборов. И кандидатуры потенциальных губернаторов в этих случаях, как говорится, будут представлять собой "две большие разницы".

Выбор читателей