Настал конец губернаторской вольницы

Федеральный центр сумел справиться с поставленной задачей и ликвидировал самостоятельность губернаторов. Теперь можно привести к власти людей, которые "кровно заинтересованы" в развитии региона




Вчера Владимир Путин констатировал, что новая система избрания губернаторов полностью себя оправдывает. Президент мотивировал свою оценку тем, что теперь можно привести к власти людей, которые "кровно заинтересованы" в развитии региона. Путин добавил, что некоторые противники административной реформы возражали по поводу новой системы, опасаясь, что всех губернаторов будет назначать президент. Однако это не так, отметил Владимир Владимирович.

Например, в Нижнем Новгороде велись сложные консультации с законодательным собранием, "пока мы не нашли подходящую кандидатуру". "Новая система избрания губернаторов – это решение, которое никак не наносит ущерб российской демократии, а лучше соответствует российским реалиям", - сказал президент. Следует отдать должное последовательной позиции Путина, который ровно год назад, обращаясь к журналистам, говорил те же слова, приводил практически те же аргументы. Тогда он заявил, что с учетом многоукладности этносов России и угрозы дезинтеграции страны предложенная система избрания губернаторов законодательными собраниями по представлению президента "оптимальна для России" и не нарушает принципов демократии.

Вспомним, однако, какие цели ставила перед собой реформа органов власти. Федеральный центр хотел положить конец бесконтрольной власти местных князьков в регионах. Вместо того, чтобы стремиться к развитию региона, к повышению эффективности социально-экономической деятельности, губернаторы рассматривали управляемые ими республики, края и области как собственную вотчину, из которой следовало выжать все соки ради обогащения. Все "хлебные" места доставались своим людям из числа родственников, членов клана, личных друзей. Налоги не платились, граждане не получали зарплату, а недовольство масс обращалось в сторону правительства и президента, которые, якобы, ведут политику ущемления регионов.

Для того, чтобы сломать эту систему взаимоотношений регионов и центра, была придумана схема, позволяющая осуществить "выдавливание" губернаторов из политической жизни страны, оставив за ними функции управления регионов. Прежде всего, следовало отстранить губернаторов от процесса принятия решений на федеральном уровне. Тогда президент вывел губернаторов из Совета Федерации, высшей палаты парламента, и учредил институт "смотрящих" за губернаторами, то есть своих полпредов в федеральных округах. Губернаторов заставили привести местное законодательство в соответствие с федеральным, и, наконец, полностью лишили независимости от Кремля, установив новый порядок избрания.

Что бы ни говорил президент, роль законодательных собраний в процедуре назначения губернатора является чисто декоративной, в чем легко убедиться на практике: не было еще ни одного случая, чтобы местный представительский орган отказал президенту в утверждении предложенной им кандидатуры на пост губернатора. А кандидатуры "кровно заинтересованного" в развитии нижегородского региона бывшего московского вице-мэра Шанцева или другого москвича, Бооса, которого прочат в калининградские губернаторы, явно были не по вкусу местным элитам.

Впрочем, появление питерских или московских "варягов" с именем, имеющих какой-то политический бэкграунд, еще хоть как-то можно объяснить. Но назначение начальника одного из управлений президентской администрации, почетного прокурора Александра Карлина на пост губернатора Алтайского края, так же, как назначение начальника Восточно-Сибирской железной дороги Александра Тишанина на должность губернатора Иркутской области выглядят просто насмешкой. Причем, похоже, люди, придумавшие эти комбинации, смеются не только над региональными элитами, но и над всеми гражданами страны, и, в первую очередь, над жителями соответствующих регионов.

Итак, губернаторы стали назначаться местными законодательными органами по представлению президента, который получил право отстранять глав областных администраций от должности, если они не справляются со своими функциями. Так губернаторы попали в полную зависимость от Кремля, властная вертикаль получила абсолютную устойчивость.

Правда, взамен главы получили право заседать в Госсовете, который является консультативным органом, образованном для того, чтобы помогать президенту "в выработке решений". Но понятно, что решения вырабатываются отнюдь не на Госсовете, который давно стал использоваться губернаторами почти исключительно как трибуна, с которой можно во всеуслышание заявить президенту о полной поддержке его курса.

Последнее заседание Госсовета, прошедшее в Казани в рамках празднования юбилея столицы Татарстана, не стало исключением. Губернаторы наперебой восхваляли как Путина, так и его политику по отношению к регионам. "Мы благодарны Владимиру Путину за последние шаги по упорядочению функций субъектов Федерации" (губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский). "Благодаря работе в Госсовете мы получили возможность обсуждать наши проблемы с руководством страны. Госсовет повысил и нашу квалификацию при разработке различных программ" (Сергей Катанандов, глава Республики Карелия). А президент Татарстана Минтимер Шаймиев отметил роль Госсовета в укреплении вертикали власти: "В 2000 г. она была рыхлой, и в стране надо было навести элементарный порядок".

Вся эта словесная эквилибристика не может заслонить фактов. Федеральный центр сумел справиться с поставленной задачей и ликвидировал самостоятельность губернаторов. Не исключено, что этот шаг необходимо было сделать. Однако следует признать, что лишение избирателей права на выбор руководителя своего региона не является торжеством демократических принципов. Все отношения внутри регионов остались прежними, изменились лишь фамилии их руководителей. Да и то не всех. Представляется достаточно очевидным, что менять следовало, в первую очередь, отношение к региону как к вотчине губернатора, которая отдана ему "в кормление".

Похоже, власть поставила перед собой эту задачу. Во всяком случае, газета "КоммерсантЪ" опубликовала сведения о новой инициативе, направленной на усиление контроля за деятельностью губернаторов. Согласно этому сообщению, в администрации президента разработана новая редакция положения о главных федеральных инспекторах в субъектах РФ. Эти чиновники будут отныне иметь двойное подчинение – с одной стороны, их непосредственными начальниками останутся полпреды в федеральных округах, с другой стороны, они будут представлять доклады в главное контрольное управление президента. Таким образом, служба федеральных инспекторов будет, помимо прочего, осуществлять контроль за расходованием губернаторами бюджетных средств, выделенных федеральным центром.

Поможет ли это регионам? Станут ли их жители богатыми и счастливыми? И где взять губернаторов, которые справлялись бы со своими обязанностями и против которых ни один федеральный инспектор не смог бы найти компромата? Федеральный центр оказался в затруднительном положении. Хотя практика показала, что если взять олигарха да сделать его губернатором, например, Чукотки, то эта самая Чукотка станет преуспевающим регионом, ее жители станут получать достойную зарплату, возить своих детей на отдых к теплому Черному морю и жить "не хуже других". Видимо, похожие соображения подвигли власти на рассмотрение кандидатуры "правильного олигарха" Вексельберга в губернаторы Камчатки. А что, яйца Фаберже купил – так, может, и жителям Камчатки что-нибудь перепадет. Вообще, если постараться, можно найти богатых и успешных бизнесменов по числу регионов России и сделать их губернаторами – может, на этом все проблемы регионов (а стало быть, и всей страны) уйдут в прошлое?

Кстати, если вдруг станет очевидной нехватка олигархов, которых можно отправить на губернаторство, то не худо вспомнить про парочку узников "Матросской тишины", нескольких жителей Лондона или Тель-Авива. А почему бы и нет? Пусть поработают на благо страны.

Как соловей майской ночью: обнародована запись вокала Успенской без фонограммы

В Москве прошел мемориальный "Музыкальный марафон поддержки от звезд "Русского Радио". Он призван поддержать и тех, кого коснулись страшные события 22 марта в "Крокус Сити Холле", и всех жителей страны, вселить в них веру. Любовь Успенская исполнила на марафоне два хита

Выбор читателей