Центр и регионы заканчивают тянуть одеяло на себя

Через несколько дней страну ждет знаменательное событие: Владимир Путин призвал наконец завершить затянувшийся процесс раздела властных полномочий между центром и регионами




Через несколько дней страну ждет знаменательное событие: Владимир Путин призвал наконец завершить изрядно затянувшийся процесс раздела властных полномочий между центром и регионами. Это должно произойти на очередном заседании Госсовета, который будет проходить 26 августа в Казани. Это мероприятие приурочено к торжествам по случаю тысячелетия столицы Татарстана, а подготовку к нему ведут с таким размахом, что возникают серьезные опасения, сумеют ли его участники все это великолепие выдержать. Вполне вероятно, что им будет уже не до разграничения полномочий.

Так что глава государства поступил очень даже мудро, собрав рабочее совещание по данному вопросу в своей сочинской резиденции Бочаров Ручей. Окончательным разграничением полномочий занимались премьер-министр Михаил Фрадков, глава кремлевской администрации Дмитрий Медведев, помощники президента Игорь Шувалов, Александр Абрамов, Владислав Сурков, министр финансов Алексей Кудрин, министр природных ресурсов Юрий Трутнев, министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов и руководитель рабочей группы Госсовета по вопросу разграничения полномочий глава республики Коми Владимир Торлопов. Разумеется, прибыл и один из основных авторов проекта реформы - полпред президента в ЮФО Дмитрий Козак.

Напомним, что полномочия между тремя уровнями власти - федеральным, региональным и муниципальным - делят уже четыре года (если считать с момента создания соответствующей комиссии в 2001 году). И вроде бы уже поделили. По крайней мере, сегодня мы имеем целую серию законов с такими неудобоваримыми названиями, что их принято нумеровать. Разделивший полномочия центра и регионов 95-й, развивающий основные принципы 122-й (печально известный как "закон о монетизации льгот") и, наконец, 131-й, определивший властную долю регионов.

Впрочем, муниципалитеты права голоса в этом дележе никогда не имели, и сегодня список доставшихся им полномочий способен вызвать разве что искреннее сочувствие: организация освещения улиц, ритуальные услуги, благоустройство территорий, содержание муниципального жилого фонда и гражданская оборона. Вроде бы много – 27 пунктов, но на каждый по отдельности без слез не взглянешь. Самый серьезный передел шел, разумеется, между центром и регионами, причем с наиболее "хлебными" правами(например, с контролем за недрами) губернаторы расстались практически без возражений.

Однако, вводя процедуру назначения губернаторов, Кремль недвусмысленно пообещал регионам "откупные" в виде дополнительных полномочий: например, назначение мэров, право голоса при назначении руководителей региональных управлений силовых структур и так далее. Кроме того, издержки первичной монетизации показали, что губернаторы за ошибки центра отдуваться не намерены - чего стоило резкое выступление мэра Москвы Юрия Лужкова, заявившего о необходимости пересмотреть список полномочий регионов. Компенсацию губернаторы получили на июльском заседании Госсовета в Калининграде, где президент согласился расширить список полномочий регионов до 114 пунктов. К уже существующим добавились "экология", "ветеринария", а также "право согласования с губернаторами назначения региональных силовиков" (за исключением, впрочем, ФСБ).

Но аппетит приходит во время еды, и губернаторы снова заговорили о праве контролировать (пусть и субсидиарно с Федеральным Центром) выдачу лицензий на разработку месторождений. Кроме того, они не скрывали недовольство бурным ростом количества подразделений федеральных органов власти на местах. С позицией по второму вопросу президент позволил себе согласиться: количество чиновников увеличивается, а качество работы остается прежним или ухудшается. Происходит "смешение функций и параллельная работа". Путин также признался, что "там, где нужно брать на себя ответственность, происходит наоборот - ее сбрасывают и переваливают с одного органа на другой". Глава государства пообещал "прекратить такое состояние дел и выйти на новое качественное улучшение деятельности госаппарата".

Что касается дополнительных прав, то их делили уже за закрытыми для прессы дверьми. Впрочем, судя по итогам совещания, намного больше, чем удалось выторговать в Калининграде, губернаторы не получат, а уж возможности контролировать разработку недр точно. Максимум, на что они могут рассчитывать - это несколько лишних "полномочий", которые больше похожи на обязанности. Например, получить в свое ведение учреждения профтехобразования (как, кстати, изначально комиссия Козака и планировала).

"Никаких нерешенных вопросов после этого совещания не осталось. Максимальное количество полномочий, которые можно передать регионам, мы передали. Остались только те, которые по ряду причин не могут быть отданы. Все точки над "i" расставлены," - заявил после совещания журналистам министр природных ресурсов Юрий Трутнев.

Выбор читателей