Козак вернет губернаторам власть

Законопроект о совершенствовании механизма федеративных отношений и проект закона о разграничении полномочий федерального центра и регионов обсудили на заседании рабочей группы Госсовета




Губернаторы снова будут хозяевами в своих областях. Такое заявление сделал полпред президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак. Возвращение региональным главам ряда ключевых полномочий обсуждалось на совещании глав субъектов округа.

Части своих полномочий губернаторы лишились в результате административной реформы, проведенной в самом начале президентства Владимира Путина. Существовавшая тогда система власти разрешала губернаторам распоряжаться федеральными средствами (большинство регионов России дотационные и верстают свои бюджеты в расчете на федеральные транши, а не собственные доходы), но при этом не делала глав регионов подконтрольными федеральному центру. Губернаторы получали право на любые действия в течение четырех лет, на которые они избирались. Бесконтрольность местных глав и послужила причиной того, что их статус был понижен (губернаторы перестали заседать в Совете Федераций), а соглашение между центром и регионами было пересмотрено в сторону увеличения полномочий представителей федерального центра.

После того как губернаторы стали назначаться президентом, вопрос подконтрольности и управляемости глав регионов был снят. В связи с этим федеральная власть приняла решение вернуть им часть полномочий. Какие именно полномочия хотели бы получить главы субъектов федерации, обсуждалось на прошлой неделе на заседании рабочей группы Госсовета при участии Дмитрия Козака.

В итоге зона ответственности губернаторов распространится на 48 из 58 функций, которые исполняют сейчас федеральные структуры на местах, фактически дублируя такие же структуры местного подчинения.

Начиная с 2006 г., в полномочия губернаторов будут входить управление недрами, водными и лесными ресурсами, землеустройством, содержание и эксплуатация федеральных автодорог, госуслуги в сфере занятости, образования и здравоохранения и др.

По сути, это не только разгрузит федеральный центр, но и упростит принятие многих принципиальных для регионов решений. Сейчас, к примеру, вопросы по управлению природными ресурсами решаются на уровне правительства, где специалисты объективно не владеют всей полнотой информации для принятия таких решений. Кроме того, из-за подчиненности центру на получение, скажем, лицензии и различные согласования уходили годы: документы рассматривались десятком инстанций и тысячами чиновников, что способствовало росту бюрократии.

Кроме того, новая система разграничения сократит число федеральных чиновников в регионах на 20-30%, а местных практически не прибавится, поскольку на деле в регионах всегда существовали местные структуры, дублирующие федеральные.

Выбор читателей