Курильщики могут ненадолго расслабиться

Правительство РФ не спешит с ратификацией конвенции ВОЗ по борьбе против табака, а депутаты настаивают. Это противостояние дает курильщикам отсрочку резкого скачка цен, неизбежного при вступлении документа в силу




Сегодня Госдума собирается рассмотреть проект парламентского запроса премьер-министру Михаилу Фрадкову "о присоединении РФ к рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака". Инициаторами запроса выступили первый вице-спикер Думы Любовь Слиска, глава комитета по здравоохранению Татьяна Яковлева, депутаты Николай Герасименко и Владимир Васильев. В подготовленном ими обращении к главе правительства отмечается, что присоединение России к конвенции недопустимо затягивается. Депутаты желают получить от кабинета министров информацию о причинах задержки, а также отчет о работе специально созданной межведомственной группы, которая должна подготовить предложения по соответствующим изменениям российского законодательства.

Проблема ратификации названного документа не нова. Напомним, конвенция ВОЗ по борьбе против табака была принята в 2003 году. К 1 января 2005 г. ее подписали 168 из 192 стран-членов ВОЗ, в том числе и Россия. Документ вступил в силу 27 февраля 2005 г., когда более 40 стран его ратифицировали. Ожидалось, что наше государство присоединится к "первопроходцам" еще в мае текущего года, но до сих пор этого не произошло. Сопротивление, как отмечают наблюдатели, идет именно от высших структур власти.

На сегодняшний день по производству и потреблению табачной продукции Россия занимает 4-е место в мире после Китая, Японии и Америки. По данным российской ассоциации производителей табачной продукции "Табакпром", рост выпуска сигарет в 2005 г. может составить порядка 5% и достигнуть 400 млрд штук против 382 млрд в прошлом году. То есть, ежедневно в нашей стране производится более 1 млрд сигарет, не считая импорта. Объем внешних инвестиций в табачную промышленность в этом году также окажется выше прежних показателей – примерно $2,8 млрд, тогда как в 2004 г. эта цифра составила $2,5 миллиарда.

Между тем, ратификация конвенции подразумевает введение ряда серьезных ограничений: например, снижение уровня смол в сигарете до 10 мг, а никотина до 1 мг и запрет на продажу данных изделий лицам, не достигшим 21 года. При этом предупреждение о вреде курения должно занимать не меньше 30% поверхности пачки. Кроме того, в течение пяти лет должна быть полностью запрещена реклама, стимулирующая продажу и спонсорство табачных изделий. И, наконец, значительно повысятся налоги, а, соответственно, и цены на табачную продукцию. Все это дает повод некоторым экспертам предполагать, что за упорным нежеланием российских властей ратифицировать конвенцию стоит мощное табачное лобби. Однако, если верить словам заместителя генерального директора "Табакпрома" Виктора Стефашина, табачная индустрия вовсе не боится предстоящих перемен и вполне к ним готова. "На самом деле, по вопросам ограничения табака Россия идет вровень с мировыми тенденциями, – говорит он. – И, в принципе, табачный бизнес ничего не имеет против присоединения страны к рамочной конвенции по борьбе против табака, потому что, по большому счету, все транснациональные компании уже работают в рамках жестких требований, которые они приняли добровольно, и эти требования жестче, чем существующая законодательно-нормативная база РФ. И насчет запрета рекламы у нас тоже нет возражений. Главное, чтобы была возможность информировать потребителя в местах продаж, потому что человек должен знать, что он покупает. Единственное, что для нас важно, чтобы не было резких движений правительства, чтобы процесс перемен шел постепенно. Потому что даже то же процентное соотношение смол меняется долго, это сложный технологический процесс, и сырье заказывается примерно за год, и этикетки печатаются заранее, так что нельзя заставлять отрасль перестраиваться за пару месяцев. Необходим временной лаг – как минимум, полгода по одним позициям, а по другим и вовсе 1-1,5 года".

Представитель табачной ассоциации отметил также, что полный запрет рекламы табака если и приведет к сокращению потребления сигарет, то нескоро – лет через 30-40. Потому что нынешние курильщики вряд ли простятся со своей вредной привычкой только потому, что о ней не будут постоянно напоминать. Да и для того, чтобы будущие поколения стремились к здоровому образу жизни, одного такого запрета явно недостаточно. Необходимая комплексная программа борьбы с курением, и более эффективными в этой борьбе, скорее, окажутся не запретительные, а разъяснительные меры. А вот с этим в нашей стране всегда были проблемы. Так что если ратификация конвенции и повлияет негативным образом на табачную отрасль, это не будет слишком болезненно.

Возможно, объяснение медлительности власти заключается еще и в том, что внедрение предусмотренных документом новшеств серьезно ударит по кошелькам не только производителей, но и потребителей сигарет, на плечи которых, собственно, табачные компании и переложат свои дополнительные расходы. Западные страны, кстати, регулярно пеняют России на крайне низкую стоимость табачной продукции. Конечно, формально она не является товаром жизненной необходимости, но есть подозрение, что многомиллионная масса российских курильщиков готова поспорить с таким утверждением, и весьма бурно. Многим памятны "табачные бунты" начала 90-х гг., когда курево было в жутком дефиците и раздавалось почти исключительно по талонам, а страдающие от никотиновой зависимости граждане громили прилавки магазинов и переворачивали табачные киоски. Вряд ли правительству, реноме которого за последнее время и так сильно пошатнулось, хочется повторить опыт десятилетней давности.

Так что, хотя ратификация конвенции ВОЗ, судя по всему, все-таки неизбежна, пока сложно предсказать, когда именно это произойдет.

Выбор читателей