В матче Словакия – Хорватия проиграл большой теннис

В этом году финал Кубка Дэвиса потерпел организационное фиаско: он оказался интересным лишь для специалистов, а широкой публики привлечь не смог. Его результаты также не вызвали особого интереса


ФОТО: AP



После насыщенного и очень утомительного теннисного сезона как-то забылось, что оставался не разыгран главный командный мужской трофей. Утомленными оказались не только теннисисты, но и болельщики. Первые неоднократно высказывались против нынешнего графика выступлений, вменяя в вину ATP стремление к наживе и невнимание к проблемам спортсменов. Вторые "проголосовали ногами": на итоговых турнирах года публики было немного, по крайней мере, не так много, как должно было бы быть на турнирах такого калибра. А рейтинг телетрансляций нынешнего финала Кубка Дэвиса, я уверен, окажется рекордно низким за последние несколько лет. Ведь матч в Братиславе между Словакией и Хорватией, закончившийся победой хорватов 3:2, фактически оказался интересным лишь для специалистов, а широкой зрительской аудитории привлечь не смог.

Нынешний розыгрыш Кубка Дэвиса вообще оказался, мягко говоря, странноватым – в нем потерпели поражения сборные, которые по всем своим качествам проигрывать никак не могли. Взять хотя бы поражение команды США на домашних кортах от тех же хорватов – еще на стадии 1/8 финала. И дальше хорваты до финала не встретили серьезного сопротивления – матчи с Румынией и Россией были выиграны ими вполне уверенно. Словаки совершили два подвига: сначала в первом круге в гостях одолели Испанию, а затем в полуфинале – и также в гостях – Аргентину. Теоретически такого не могло случиться – на своих полях испанцы и аргентинцы способны взять верх над любым соперником. Но тенденция последних лет, согласно которой лучшие игроки мира выступают в составе своих сборных с большой неохотой, видимо, никуда не делась – и порой тем самым лучшим игрокам куда спокойнее не выкладываться в не очень престижном и не приносящем большие доходы командном турнире. Тем самым шансы получают "лучшие из худших" – те команды, для которых Кубок Дэвиса является едва ли не единственным шансом громко заявить о себе.

В случае с братиславским финалом таковым смело можно назвать хорвата Ивана Любичича. В нынешнем году он был, конечно, одним из самых заметных персонажей, скажем так, второго плана. Иван сыграл, не считая финала Кубка Дэвиса, в восьми одиночных финалах – но выиграл только два. Двадцатидевятилетнему хорвату скоро пора завершать теннисную карьеру – а настоящей славы все нет. И для него Кубок Дэвиса стал едва ли не последним шансом на лакомый кусок теннисного пирога. Как, впрочем, и для словака Доминика Хрбаты, знававшего в своей карьере времена и поярче. Словно бы не надеясь на большие сборы, не веря в успех братиславского теннисного шоу, организаторы даже пустили слух о том, что в матче сыграет самый знаменитый хорват последнего десятилетия – Горан Иванишевич, уже завершивший спортивную карьеру. Однако слух был быстро опровергнут, успев, впрочем, побыть мини-сенсацией.

В общем, резюмируя все сказанное, стоит признать, что в споре теннисистов и организаторов теннисного процесса правыми оказались первые. Когда-то казалось, что ATP и WTA, созданные практически в пику Международной теннисной федерации, в первую очередь окажутся защитниками прав и интересов игроков. Некоторое время так оно и было – до тех пор, пока стремительный рост гонораров и прочих доходов не превысил некую критическую массу. Дальше повышать рентабельность тенниса просто невозможно – уж если сами игроки теряют интерес к высокодоходным и престижным состязаниям... Победы, одержанные командами в матчах вроде братиславского, много чести не приносят – хотя, конечно, победители с гордостью могут называть себя командными чемпионами мира, имея на это формальное право. Но к большому теннису все это отношение имеет весьма отдаленное – и по качеству игры, и по зрительскому интересу, и по уровню доходов. Что повлечет за собой потеря качества, понятно. Автоматическое снижение доходов: ведь замученные травмами и усталостью игроки быстро перестанут быть приманкой для зрителей, которые легко найдут себе новые варианты спортивных шоу. Кризисы, подобные тому, в котором находится сейчас профессиональный теннис, переживались в последние годы и в других видах спорта – в НХЛ и НБА, например, чью деятельность сотрясали локауты. Но там быстро нашли способы решения подобных проблем. И хотя практика в этих видах спорта выглядит несопоставимой, законы организации большого спортивного шоу никто пока не отменял. Как, впрочем, и законы функционирования человеческого организма. Вот до каких обобщений предстоит подняться руководству АТР и WTA, если они не хотят очередной спортивной катастрофы.

Выбор читателей