Индия научит Россию удваивать ВВП

Европу "возглавляет" Евросоюз, а Азию – Китай. Соответственно, вся Евразия так или иначе вращается вокруг этих "полюсов", и Россия с Индией – несмотря на свои масштабы – не исключение




Россию посетил заморский гость – премьер-министр Индии Манмохан Сингх. В принципе, это был обычный плановый визит главы одного крупного государства в другое, дружественное. Решались вопросы двустороннего сотрудничества, искался общий подход к мировым проблемам. Все в целом прошло успешно. В последнее время у двух стран снова – после десятилетнего перерыва – появилось много общего и какая-то тяга друг к другу.

Россия и Индия сейчас представляют собой набирающих силу евразийских исполинов. У обеих стран – хорошо растущая экономика (ВВП Индии растет в среднем на 7% в год) и амбициозные планы. В частности, накануне визита в Москву Манмохан Сингх на экономическом форуме в Нью-Дели поставил перед страной задачи, сопоставимые по масштабам с путинским "удвоением ВВП". Он заявил: "Мы должны планировать 10%-ный рост ВВП в течение ближайших 2-3 лет. На мой взгляд, это абсолютно выполнимая задача, если мы сделаем рывок в сельском хозяйстве, если инвестиции в инфраструктуре дадут новый стимул промышленности и если продолжится нынешний внушительный рост услуг". Эксперты и представители бизнес-элиты страны по-разному относятся к этим планам, однако всем очевидно, что потенциал роста у Индии есть, и немалый. Прежде всего, это сфера услуг. "Я вижу Индию мировым центром оказания услуг – эта тенденция уже очевидна, – говорит президент Mahendra Group Балрам Махендра. – При сопоставимом качестве работы наш инженер работает за 3 тыс. рупий (менее $80) в месяц, а американский или австралийский – за $30 в час. Центр смещается в Индию. При этом в сравнении с нашими конкурентами – Бразилией и Китаем, Индия имеет явные преимущества уже потому, что она предсказуемая демократическая страна, и в придачу англоязычная". Индия давно славится как "рай для аутсорсинга". Сейчас более половины из 500 крупнейших компаний США пользуются услугами индийских фирм в части разработки технологий и программ. А согласно прогнозам американских экспертов, в течение ближайших 6-ти лет в Индию переместятся 15% рабочих мест в сфере информационных технологий США.

Однако, как и Россия со своими немереными энергоресурсами, Индия находится на вторых ролях: Европу "возглавляет" Евросоюз, а Азию – Китай. Соответственно, вся Евразия так или иначе вращается вокруг этих "полюсов", и Россия с Индией – несмотря на свои масштабы – не исключение. Разумеется, они ищут точки соприкосновения и стремятся координировать свою политику – чтобы вместе звучать более весомо и искать решения общим проблемам. А таковых немало: экономические диспропорции и бедность, мусульманские меньшинства и террористическая угроза. На внешней арене Москву и Дели особенно беспокоит китайский фактор, значение которого день ото дня возрастает. Индия внимательно следит за тем, как ведет себя Дракон-сосед: как он сооружает военные аэродромы в Тибете, помогает Пакистану строить крупный порт, тихо, но неумолимо устанавливает свой контроль над нефтяными ресурсами Юго-Восточной Азии.

Нефтяные аппетиты Поднебесной тревожат Дели еще и потому, что КНР и Индия – две быстро растущие экономики – конкурируют за доступ к мировым энергоресурсам. Индия закупает за рубежом три четверти необходимой ей нефти и при этом сильно уступает Китаю по активности "нефтяной дипломатии": практически весь ее импорт нефти идет с Ближнего Востока, тогда как китайские компании уже "подсуетились" и в Южной Америке, и в Африке, и в СНГ.

Все это создает почву для сближения Индии с Россией. Индийские компании участвуют в разработке сахалинских нефтегазовых месторождений, они очень заинтересованы в том, чтобы экспортный нефтепровод из Восточной Сибири "дотянул" до побережья Тихого океана, а не окончился "ответвлением" в Китай. Есть у них и совместные проекты с "Газпромом". Кроме того, Индия является крупнейшим покупателем российских вооружений: сумма уже заключенных и намеченных до 2007 г. контрактов в этой области достигает $9-10 миллиардов. Причем, как заявил министр обороны Индии Пранаб Мукерджи, "наше оборонное сотрудничество будет расширяться и углубляться по мере того, как мы будем продвигаться от отношений "продавец-покупатель" к совместному проектированию, разработке, производству и маркетингу". Удачным примером такой военно-промышленной кооперации является индийская ракета "Брамос".

В мирной торговле тоже есть неплохие перспективы: стороны рассчитывают увеличить товарооборот в ближайшие годы с $2,5 до $5-7 млрд, а по оценкам российской стороны – и до $10 миллиардов. По словам министра иностранных дел Индии Канвара Натвара Сингха, этого можно достичь "за счет таких областей, как биотехнологии, военно-техническое сотрудничество, освоение космоса, область гражданской ядерной энергетики, фармацевтика, информационные технологии". Стороны активно обсуждают также возможность сотрудничества в области "мирного атома".

Следует отметить, правда, что в настоящее время с Индией сближается не только Россия. Ищут близости с ней и США, для которых эта светская, демократическая, англоговорящая страна – "естественный" и единственный союзник в своем регионе. Вашингтон тоже предлагает Дели сотрудничество в атомной энергетике, идут разговоры о поставках самолетов F-16 и F-18, а также возможности передаче Индии военных технологий. Это не говоря уже о том, что уровень экономического сотрудничества Индии с США намного выше, чем с Россией: Штаты являются крупнейшим торговым партнером и инвестором индийской экономики.

Тем не менее, "идейной близости" этим отношениям все-таки не хватает. Возможно, дело в различиях менталитета? Ведь для США "союзник" означает практически то же самое, что "подчиненный", а Индию такой подход не устраивает. "Из-за своего колониального прошлого Индия особо настороженно относится к предполагаемым попыткам навязывания ей политического курса из-за рубежа. Некоторые члены индийского правительства по-прежнему поддерживают идеи Движения неприсоединения времен "холодной войны". У Индии есть собственное стратегическое видение, во многом обусловленное ее географическим положением", – пишет на страницах журнала The National Interest Роберт Блэкуил, в прошлом посол США в Индии и высокопоставленный сотрудник Госдепа. Кроме того, "едва ли в представления индийской философии гармонично вписываются такие инвестиционные проекты, как "Пепси-кола" или "Макдональдс", – заметил в интервью РИА "Новости" индийский бизнес-аналитик Радж Райна. – Нужно создать наиболее благоприятный климат в ключевых отраслях, таких как энергетика, промышленность, аграрный сектор и, наконец, реформировать крупнейшие государственные компании, которые явно проигрывают в менеджменте в сравнении с частным бизнесом". Возможно, именно в этих направлениях Россия и сможет оказаться весьма полезным и идейно близким партнером. А Индия, в свою очередь, научит Россию удваивать ВВП.


Выбор читателей