Елена Соколова: Я бы хотела быть не такой, как все

Второй номер сборной России по фигурному катанию рассказала в интервью "Yтру" о том, как готовится к Играм в Турине, о новых программах, о своем отношении к системе судейства, а также о том, есть ли жизнь за пределами катка


ФОТО: michaelcollinsenterprises.com



Второй номер сборной России по фигурному катанию рассказала в интервью "Yтру" о том, как готовится к главному старту четырехлетия, о новых программах, о своем отношении к системе судейства, а также о том, как она живет вне катка.

Елена Соколова: Для меня сезон начался очень давно – мы занялись постановкой программ. Раньше все программы я готовила весной, но в этот раз их постановку пришлось перенести на лето, т.к. сразу после чемпионата мира-2005 я была занята в шоу российского тура. Безусловно, когда готовишься к турниру масштаба Олимпийских игр, хочется преподнести судьям и зрителям что-то особенное. И мне кажется, я на верном пути.

"Yтро": И что это за путь?

Е.С.: Вот возьмем хотя бы музыку. Для произвольной программы я выбрала мелодию из мюзикла "Ромео и Джульетта". Услышала ее по радио, и она сразу меня настолько поразила, что сразу захотелось под нее кататься. Я поняла, что это моя музыка, мое мироощущение на данный момент. Но прежде чем перейти к постановке, мне пришлось ждать эту музыку три месяца, – дело в том, что она редко встречается без слов. В результате я вышла непосредственно на продюсера мюзикла – баронессу Екатерину фон Гечмен-Вальдек, которая мне ее любезно предоставила. И мало того, что абсолютно бесплатно, так еще и пригласила меня посмотреть мюзикл несколько раз. Что я с большим удовольствием и сделала.

"Y": Оригинальная программа тоже будет близка сердцу итальянцев?

Е.С.: Она поставлена на музыку из оперы "Принцесса Турандот" Пуччини. С одной стороны, это китайская принцесса, с другой стороны – это опера итальянского композитора. Но также как и в случае с "Ромео и Джульеттой", это случайное совпадение. Заискивать перед итальянской публикой – не самоцель.

"Y": Кто выступил в роли постановщика?

Е.С.: Мои новые программы – это совместная работа тренера Виктора Кудрявцева, хореографа Аллы Капрановой и меня. Мы решили не менять своих традиций. Попробовали, и результат нам понравился. За долгие годы сотрудничества мы все поднабрались опыта и направили его в новое русло.

"Y": В прошлом сезоне ты сотрудничала с чемпионом мира в танцах на льду Александром Жулиным. Почему отказалась от продолжения сотрудничества в этом году?

Е.С.: Во-первых, не удалось поехать в Америку. Во-вторых, для подготовки к олимпийскому сезону нужен слаженный коллектив. Мы же друг друга знаем уже на протяжении многих лет, друг друга не просто понимаем, а чувствуем; плюс у нас есть возможность постоянно дорабатывать свою постановку, оттачивать каждую деталь. А Саша не может постоянно приезжать ко мне в Москву и работать.

"Y": Почему ты не стала сотрудничать с Николаем Морозовым, услугами которого в этом году воспользовались многие известные фигуристы, в числе которых трехкратный чемпион мира Евгений Плющенко и твоя одногруппница – Виктория Волчкова?

Е.С.: Вот именно потому, что очень многие ставят у него свои программы. Он очень талантливый хореограф, но всегда хочется чего-то свежего. Насколько мне известно, он ставит около 40 программ в год. И в любом случае здесь не удастся избежать повторений. А я бы хотела быть индивидуальной, не такой, как все. Он любит зубцы; его дорожки исполняются не на высокой скорости, они насыщены изощренными шагами со сменой направления. Морозов любит спецэффекты. А считаю, что для девушки важнее показать женственное катание. Именно поэтому Алла Викторовна Капранова для меня более близкий постановщик.

"Y": Кстати о дорожках. Только что на тренировке ты под руководством Виктора Кудрявцева отрабатывала дорожку из программы, с которой выиграла уже не одни соревнования. Ты меняешь дорожку?

Е.С.: Нет, не меняю. Я стараюсь сделать ее более эффектной. Потому что по новой системе каждый элемент можно не только повысить по уровню, но и получить так называемые бонусы за зрелищность, за виртуозное исполнение. Дорожка получилась очень сложная по коньку. К тому же она стоит в конце программы, когда силы на исходе. Поэтому, чтобы легко с ней справиться и заработать плюсы, ее нужно отрабатывать ежедневно.

"Y": В прошлом сезоне на вопросы журналистов о новой судейской системе ты говорила, что не можешь понять, нравится ли она тебе. В этом году что-то изменилось в данном вопросе?

Е.С.: Несмотря на то, что система постоянно совершенствуется, у нас было много времени, чтобы изучить ее досконально. Виктор Николаевич (Кудрявцев – "Y") ее очень внимательно изучил и продолжает следить за всеми мельчайшими изменениями. Он объясняет мне все то, чего я не понимаю. И теперь многое стало ясно. Система меняется из года в год и совершенствуется с каждым турниром. И теперь я могу сказать, что я ее поняла. Но, конечно же, оценки 6.0, с которыми я каталась около 18 лет, мне до сих пор ближе. А что касается "нравится – не нравится"... когда я выигрываю, она мне очень нравится!

"Y": Подготовка к Олимпиаде – это бесконечные тренировки?

Е.С.: Безусловно, перед таким стартом работы гораздо больше. Но если у меня в жизни не будет ничего, кроме фигурного катания, я сойду с ума. Поэтому я хожу в кино, играю в боулинг, пою песни в караоке. То есть, стараюсь жить полной жизнью.

"Y": Но соблюдение режима и посещение абсолютно всех тренировок – обязательно?

Е.С.: Для меня также очень важен сон. Если недостаточно посплю (а моя норма – часов 8-9), весь день чувствую себя разбитой. Что касается вечеринок, то на них я хожу только в том случае, если на следующий день нет тренировки. Если у меня завтра выходной, то я могу себе позволить лечь не в 10, а в 12. Но за последнее время мой организм настолько привык к режиму, что к 12 часам я засыпаю, даже если вокруг очень шумно.

"Y": Для тебя это не первый олимпийский сезон. Ты уже все знаешь о том, как это бывает – подготовка и Олимпиада...

Е.С.: Олимпиада – это не сравнимое ни с чем соревнование. А женский олимпийский турнир – это вообще непредсказуемое зрелище!

Сами девушки не знают, чего от себя ожидать, поскольку это не просто борьба сильнейших фигуристок, а борьба нервов. Я участвовала в одной Олимпиаде, в Солт-Лейк-Сити я просто не попала. А про свою первую Олимпиаду (произошло это в 1998 г. в Нагано, Елена тогда заняла 7-е место – "Y") могу сказать только одно – я была настолько неопытна, что даже не боролась за высшие награды. Я просто каталась. До этого я ни разу не участвовала ни в чемпионате мира, ни в чемпионате Европы. Получилось, что самый крупный турнир в спорте оказался для меня первым в карьере.

"Y": Ты уже выступала в Турине. Какие остались впечатления?

Е.С.: В Турине проводили чемпионат Европы. Это потрясающая арена, необычная, какая-то космическая, вся в серебре. Итальянские зрители очень эмоциональны. Они здорово нас тогда приветствовали, особенно блондинок (смеется). Так что у меня в этом отношении есть один неоспоримый плюс. Там я удачно для себя выступила (Елена заняла тогда 5 место – "Y"). Надеюсь, и в этот раз арена будет для меня удачной.

Выбор читателей