Путь на Запад лежит через АСЕАН

У Кремля появилась идея выстраивания своих взаимоотношений с западными странами. Не исключено, что он готовится поставить своих заклятых не то друзей, не то врагов перед решающим выбором


ФОТО: AP



Вчера в столице Малайзии Куала-Лумпуре начался двухдневный саммит Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), который посвящен обсуждению прогресса в создании в рамках организации единого экономического пространства наподобие Европейского союза. Наряду с переговорами по основной теме руководители стран, входящих в АСЕАН, запланировали встречи на высшем уровне с лидерами ряда государств, приглашенных в качестве гостей. Так, в формате саммита Россия – АСЕАН участвовал Владимир Путин, подписавший декларацию о сотрудничестве с этой организацией. В соответствии с декларацией, Россия и АСЕАН будут обмениваться информацией о террористических группировках и потенциальных угрозах террористических атак, укреплять сотрудничество в области борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем, бороться с наркоторговлей. Особое внимание в документе уделяется развитию отношений в области экономики и туризма. Следует также отметить договоренность о том, что Россия поможет странам АСЕАН в развитии и оснащении национальных служб по чрезвычайным ситуациям "оборудованием и специальной техникой, включая авиационную".

Комментируя достигнутые договоренности, помощник президента Сергей Приходько отметил, что Россия, в первую очередь, европейское государство и намерена "продолжать работать с Евросоюзом". Помощник президента подчеркнул, что "наше географическое положение дает нам огромное преимущество и выгоды, и мы эти выгоды будем активно использовать". Схожую позицию озвучил председатель комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов, заявивший, что, сближаясь с Востоком, Россия во многом оказывает услугу Западу, поскольку, принимая участие в формировании региональной политики, она "будет способствовать азиатско-тихоокеанской безопасности, а также решению ряда других проблем, стоящих перед всем мировым сообществом".

То обстоятельство, что комментарии, прямо обращенные к Западу, прозвучали из Куала-Лумпура, заслуживает особого пояснения. В России давно идет планомерная кампания по объяснению любых неудач на внешнеполитическом поприще происками врагов, мечтающих ослабить (а то и развалить) нашу страну. Основное обвинение в адрес ЕС, США и НАТО заключается в том, что они вербуют своих союзников на постсоветском пространстве путем подготовки и проведения "цветных" революций. Однако это отнюдь не единственная претензия, которая имеется у России к западным партнерам. Следует вспомнить также об отношении западного мира к войне в Чечне, об ограничениях на свободу передвижения по европейскому континенту для жителей России, о недостаточной поддержке прав русскоязычного населения в странах Балтии... Да и в сфере экономики никто не спешит открывать свои рынки для российской продукции, а вступление в ВТО тормозится выдвижением различных требований, удовлетворение которых может привести к ухудшению социально-экономического положения россиян. Основной тренд пропагандистских выкладок на эту тему заключается в том, что Запад использует Россию как поставщика сырья и стремится под видом распространения идей демократии получить полный контроль не только над российскими природными ресурсами, но и над нашей политической системой. Отсюда критика в адрес внутренней политики России, которая озвучивается как европейскими организациями (ОБСЕ, ПАСЕ, Советом Европы), так и Конгрессом США. Россия обвиняется в отсутствии основополагающих демократических институтов, что препятствует проведению свободных и честных выборов, делает невозможным создание независимой судебной системы, превращает в фикцию реальное разделение ветвей власти. Ну а Путин, сконцентрировавший в своих руках всю полноту властных полномочий, является, по мнению западных экспертов, авторитарным лидером, который попирает основы демократии и не должен принимать участия в саммитах "большой восьмерки".

Высшее руководство страны, крайне чувствительное к критическим высказываниям в свой адрес, похоже, полностью разделяет тезис о внешнем враге в лице Запада. Декларируя свое стремление к развитию партнерских отношений, Россия все настойчивее расширяет связи со странами и организациями, которые видят в западных демократиях своих потенциальных соперников или даже врагов. Так, мы поставляем вооружение Венесуэле, главу которой Уго Чавеса можно назвать одним из главных врагов США и президента Буша. Несмотря на противодействие Запада, Россия продолжает программу по ядерной энергетике в Иране, продает оружие тому же Ирану, Сирии, африканским странам. На прошлой неделе РФ впервые в качестве наблюдателя присутствовала на саммите организации "Исламская конференция", что является большим дипломатическим успехом, поскольку до недавнего времени большинство стран исламского мира воспринимало войну в Чечне как преследование мусульман христианами. Россия принимает также активное участие в деятельности ШОС и ОДКБ, которые позиционируются как альтернатива политическому и военному присутствию США в Средней Азии. Наконец, вчера президент участвовал в саммите Россия – АСЕАН. Таким образом, Россия укрепляет свои позиции в Южной Америке и на африканском континенте, на Ближнем и Среднем Востоке, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

Создается впечатление, что у Кремля появилась идея выстраивания своих взаимоотношений со странами Запада. Не исключено, что он готовится поставить своих заклятых не то друзей, не то врагов перед выбором – продолжать новый виток в "холодной войне" с Россией, заручившейся поддержкой стран, находящихся в явной или латентной конфронтации с США и ЕС, или попытаться вернуть ее в ряды своих союзников по борьбе с террором, что позволит использовать российское влияние в странах "третьего мира" для погашения возможных конфликтов. Иначе разновекторное движение России и западного мира неминуемо приведет к серьезной катастрофе, которая повлечет за собой уничтожение сложившейся мировой политической системы, для дестабилизации которой хватило бы куда меньших усилий, нежели те, что предпринимает Москва. Цена вопроса – полное и безоговорочное признание России демократическим государством, равноправное партнерство с США и ЕС во всех областях деятельности, включая военно-техническое сотрудничество, интеграция России в общеевропейское пространство с сохранением за ней традиционной сферы влияния на территории бывшего СССР.

Выбор читателей