Главный враг Буша – настоящий полковник

Приятно сознавать, что в мировой политике не перевелись еще романтики и идейные борцы. Вроде Уго Чавеса, который не упускает возможности побольнее задеть самолюбие богатых гринго




Все-таки приятно сознавать, что в мировой политике не перевелись еще романтики и идейные борцы. Особенно отрадно, что они встречаются не только в "заповедниках нищеты", вроде Кубы, но и в достаточно богатых странах. Пожалуй, самым отчаянным романтиком среди мировых лидеров сейчас является президент Венесуэлы, бывший полковник местных ВДВ Уго Чавес. Он пропагандирует по всему свету идеи Симона Боливара – освободителя Латинской Америки от испанского гнета двухвековой давности. В современной интерпретации они весьма созвучны обычному антиглобализму, но замешаны на латиноамериканском эгалитаризме и активной нелюбви к США, а, кроме того, неплохо подкреплены венесуэльской нефтью. "США под флагом свободы несут нам рабство и нищету", – цитирует Чавес Боливара и "разогревает" многотысячный митинг антиглобалистов перед тем, как появиться на саммите Америк с участием Джорджа Буша...

С экономической точки зрения боливаризм сродни марксизму. Это тоже система перераспределения доходов в интересах широких слоев населения. Однако она не предусматривает никакой экспроприации и национализации частной собственности. Она сохраняет полную свободу слова и не притесняет оппозицию (возможно, именно благодаря этому отнюдь не либеральный режим Чавеса не причисляется западными СМИ к диктатурам). Когда в конце прошлого года венесуэльский президент посетил Москву, его особенно потрясли снег и памятник Карлу Марксу. Встречаясь с российскими "левыми" в Институте философии РАН, президент Венесуэлы отметил, что "философия Маркса вечна", а вот неолиберализм близок к своему бесславному финалу. Он призвал российских антиглобалистов "подтолкнуть" его.

Однако то, что на деле строит у себя в стране Чавес, мало похоже на социализм в его советском исполнении. Этот президент пришел к власти (а затем еще и справился с типичной "оранжевой" революцией) под лозунгом "para todos" – "для всех" (и каждого). Его страна никогда не была бедной: она занимает 5-е место в мире по объемам экспорта нефти. Однако основная масса населения бедствует, как и сто лет назад, а нефтедоллары до недавних пор делили между собой несколько компаний, приближенных к власти и государственной нефтяной корпорации Petroleos de Venezuela (PdVSA). И вот бывший десантник и политзаключенный сумел поставить насквозь коррумпированное руководство государства и нефтяного гиганта под контроль. Организованная в 2002 г. нефтяниками при открытом содействии США попытка переворота не удалась: беднота и армия выступили в итоге на стороне "своего" президента.

И теперь на фоне высоченных цен на нефть дела в венесуэльской экономике идут совсем неплохо. В прошлом году страна лидировала в темпе роста ВВП в регионе (12%). Поставленная под контроль PdVSA принесла в государственную казну дополнительно $4 миллиарда. Однако в том-то и состоит отличие боливарианской Венесуэлы от прочих (даже социалистических) нефтяных экономик, что львиная доля доходов от экспорта "черного золота" идет не на геополитические игры, не на макроэкономическую стабилизацию и даже не на оборону (что в условиях близости "идейного противника" – США – было бы вполне логично), а на социальную сферу. Чавес старается тратить нефтедоллары, учитывая "пожелания трудящихся": еженедельно он беседует с народом в длительном прямом телеэфире, в ходе которого нередко принимаются важные государственные решения.

За время президентства Чавеса расходы на образование, например, возросли с 3 до 7% ВВП (тогда как даже в развитых странах нормой этого показателя является уровень в 6%, а в России он за последнее десятилетие наоборот, опустился до 3%). Трущобы, в которых живет беднота, конечно, никуда не делись, но в них появились улицы, водопровод, канализация и медицинское обслуживание. Последнее обеспечили кубинские врачи (лучшие в Латинской Америке и одни из лучших в мире), которые едут помогать братском народу в обмен на поставки венесуэльской нефти для острова Свободы.

В своем стремлении помогать угнетенным и обделенным всего мира Венесуэла непохожа на СССР. Если тогдашняя Москва снабжала нефтью и оружием только союзников, разворачивая большую геополитическую партию против США, то нынешний Каракас помогает бедным независимо от того, в какой стране они живут. Конечно, прежде всего, своим соседям по Латинской Америке – той же Кубе, которая, похоже, теперь воспринимает Венесуэлу как раньше СССР. Но вот недавно боливарианская республика заключила договор о поставке дешевого мазута... с США! Компания Citgo Petroleum, американское подразделение венесуэльской PdVSA, будет продавать топливо для обогрева домов малоимущим жителям штата Массачусетс по цене на 40% ниже рыночной. В законодательном собрании штата утверждают, что в этой сделке нет никакой политики, это "проявление гуманности в ее чистом виде". Но кроме гуманности, для Чавеса эта акция (которая, возможно, будет распространена и на неблагополучный нью-йоркский район Бронкс) – очевидный способ лишний разочек побольнее задеть самолюбие богатых гринго, и в первую очередь, их лидера – Буша.

Впрочем, в международных делах Венесуэла руководствуется не только желанием помочь малоимущим и насолить Бушу. У нее, как у одного из крупнейших экспортеров нефти, есть и вполне корыстные интересы. Например, недавняя перебранка Чавеса с президентом Мексики Висенте Фоксом на cаммите Америк (закончившаяся взаимным отзывом послов) объясняется отнюдь не только тем, что Мексика поддерживает США в стремлении создать панамериканскую зону свободной торговли, а Венесуэла – нет. Дело еще и в том, что Мексика хочет лишить Венесуэлу неоспоримого пока лидерства в вопросе снабжения нефтепродуктами всей Латинской Америки. Незадолго до саммита Фокс выступил с инициативой строительства "в складчину" нефтеперерабатывающего завода на Панамском перешейке, и ряд латиноамериканских стран уже намекнули Чавесу, что неплохо было бы ему снизить цены на поставляемое им топливо, если он не хочет, чтобы они поддержали идею мексиканского президента...

Тем не менее, международная активность и запасы нефти ставят Венесуэлу вне конкуренции на региональной арене. В ближайшее время она намерена вступить в Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР), что придаст дополнительный авторитет этой организации. Даже ОПЕК, по мнению экспертов, именно Венесуэле обязана усилением своего влияния на мировые нефтяные процессы. Для США боливарианская республика является восьмым по значимости поставщиком нефти, однако в Каракасе скорее тяготятся этой двусторонней зависимостью. Богатая нефтью страна и ее пассионарный лидер стремятся приобрести авторитет и в других регионах – для этого Венесуэла, в частности, наращивает свой танкерный флот. Ее нефтяная дипломатия приносит плоды: например, недавно заключен крупный контракт с Китайской государственной нефтяной корпорацией (CNPC), согласно которому Венесуэла будет экспортировать в Китай 100 тыс. баррелей нефти и 60 тыс. баррелей мазута в день, превратившись в одного из главных поставщиков топлива в Поднебесную. Интересно, станет ли боливарианская республика также и новым идейным вдохновителем конфуцианского Китая?

Выбор читателей